Обзор тендеров в сфере энергоэффективности в 1-ом квартале 2012 г.

1. Общая картина.

В 1-ом квартале 2012 г. государственная активность в сфере энергоэффективности снизилась – число проведенных тендеров сократилось в 2 раза по сравнению с 4-ым кварталом 2011 г. Общая сумма закупок сократилась в 2,5 раза по сравнению с 3-им и 4-ым кварталами 2011 г.

Рис. 1. Динамика числа тендеров и суммы госзакупок в сфере энергоэффективности

Рис. 1. Динамика числа тендеров и суммы госзакупок в сфере энергоэффективности

Всего в 1 квартале 2012 г. было проведено 1034 конкурса на общую сумму 1,39 млрд. руб. Средняя цена госзакупки за этот период составила 1,3 млн. руб. по сравнению с 3,3 млн. руб. в 3 кв. 2011 г. и 1,5 млн. руб. в 4 кв. 2011 г. Таким образом можно говорить о последовательном уменьшении среднего размера тендера на протяжении исследуемого периода. Особенно резкий скачок произошел между 3 и 4 кварталами 2011 г. Такие тенденции объясняются, главным образом, увеличением числа более мелких заказов. Если во втором полугодии 2011 г. мероприятия в области энергоэффективности планировались, в основном, на крупных объектах, то сейчас растет число средних и мелких учреждений, заинтересованных в подобных программах.

Озвученные тенденции представляются вполне естественными. Вероятно, на рынке услуг в области энергоэффективности присутствует сезонность, хотя в силу небольшого периода наблюдений пока рано говорить об этом как о статистическом факте. Общеизвестно, что в первом квартале имеются проблемы недофинансирования исполнения бюджетов всех уровней, а в четвертом, наоборот, избыток средств на счетах, которые необходимо успеть «освоить» до конца календарного года.

В процесс осуществление мероприятий по повышению энергоэффективности вовлекается большее число регионов, муниципалитетов и бюджетных организаций. Всего за исследуемый период тендеры в сфере энергоэффективности проводились в 83 регионах. Наибольшее число конкурсов было объявлено в г. Москва (399), г. Санкт-Петербург (295), Ханты-Мансийском автономном округе (177), Саратовской (174) и Московской (163) областях. Для более удобного сопоставления активности больших и малых регионов можно оценить удельный показатель суммы госзаказов в сфере энергоэффективности по отношению к численности населения. По этому показателю лидируют Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область. г. Москва уступает лидирующим регионам в 2-3 раза, а г. Санкт-Петербург не входит даже в топ-40 регионов.

Рис. 2. Удельные расходы на энергоэффективность, руб./чел.

Рис. 2. Удельные расходы на энергоэффективность, руб./чел.

Значительная неоднородность наблюдается в распределении регионов по средним ценам на объявленные тендеры – соотношение средних цен в первой и последней децильных группах составляет почти 50 раз. При этом в 47 из 83 регионов средняя цена на тендер не превышает 1 млн. руб., в 26 регионах цена колеблется в пределах 1-5 млн. руб., в 10 регионах средняя цена превышает 5 млн. руб. Самые высокие средние цены наблюдаются в Чеченской Республике (19 млн. руб.), Республике Татарстан (13,8 млн. руб.), Мурманской (10,3 млн. руб.), Кировской (8,7 млн. руб.) и Псковской областях (8,7 млн. руб.).

Рис. 3. Средняя цена одного тендера в сфере энергоэффективности, тыс. руб.

Рис. 3. Средняя цена одного тендера в сфере энергоэффективности, тыс. руб.

Согласно принятому рубрикатору все конкурсы можно разделить на три группы/направления:

  • Энергоэффективные здания;
  • Энергоэффективное освещение;
  • Программы энергоэффективности.

На Рис. 4 представлено распределение тендеров по этим направлениям на всем рассматриваемом периоде. Наибольшее число конкурсов проводится по направлению «Энергоэффективные здания» – на них приходится более 80% общего числа конкурсов во всех рассматриваемых периодах, а в 3 кв. 2011 г. и 1 кв. 2012 г. их доля составляет немногим менее 90%. Однако по сумме закупок на это направление приходится только 65-75% от общей суммы госзакупок. Такой перекос происходит за счет более высоких средних цен на тендеры по направлению «Программы энергоэффективности» – в 3 и 4 кв. 2011 г. это направление обеспечивает 25% и 30% от общей суммы госзакупок, в 1 кв. 2012 г. – только 15%. Стоимость закупок по направлению «Энергоэффективное освещение» не превышает 10% от общей суммы, хотя по числу тендеров это направление превосходит «Программы энергоэффективности» на протяжении последних двух кварталов.

Рис. 4. Распределение тендеров по трем основным направлениям

Рис. 4. Распределение тендеров по трем основным направлениям

Рис. 4. Распределение тендеров по трем основным направлениям: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок, млн. руб.

2. Энергоэффективные здания.

Общая статистика по направлению «Энергоэффективные здания» приведена на Рис. 5.

Рис. 5. Динамика числа тендеров и суммы закупок

Рис. 5. Динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Энергоэффективные здания»

В направлении «Энергоэффективные здания» можно выделить несколько сегментов:

  • Энергообследования зданий (в том числе с требованием энергопаспорта);
  • Поставка, монтаж/замена и техническое обслуживание приборов учета;
  • Реализация энергосервисных контрактов;
  • Прочие.

На Рис. 6 представлена структура распределения тендеров в направлении «Энергоэффективные здания» по указанным сегментам. По числу тендеров преобладают сегменты «Энергообследований» и «Приборов учета», причем, если в 3 кв. 2011 г. на их долю приходилось 65% и 25% от общего числа тендеров по направлению «Энергоэффективные здания», то сейчас их доли последовательно выровнялись и составили 49% каждый. Таким образом, происходит медленный переход от обосновывающих энергосбережение обследований к конкретным технологическим мероприятиям в сфере повышения энергоэффективности зданий.

Рис. 6. Структура тендеров по направлению «Энергоэффективные здания»

Рис. 6. Структура тендеров по направлению «Энергоэффективные здания»

Рис. 6. Структура тендеров по направлению «Энергоэффективные здания»: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок

По стоимости тендеров преобладающими являются эти же сегменты. Однако стоит отметить, что при небольшом числе конкурсов в сегментах «Энергосервис» и «Прочие», их совокупная стоимость занимает значительную долю от общей суммы госзакупок по рассматриваемому направлению. Отсюда следует вывод о более высоких средних ценах, особенно в сегменте «Энергосервиса», по сравнению с другими сегментами.

Наиболее значимым в анализе представляется сегмент энергообследований, т.к. он занимает ведущее место среди конкурсов в сфере энергоэффективности. В 1 кв. 2012 г. доля тендеров по энергоаудиту в общем числе тендеров составила 43% при этом на них приходится 41% от общей суммы госзакупок, что составило 568, 6 млн. руб. На протяжении всего исследуемого периода средняя цена энергоаудита без разработки энергопаспорта выше, чем у более сложного обследования, включающего данную опцию, что указывает на нерациональное ценообразование в сфере энергетических обследований. При этом средние цены на энергообследования в 1 кв. 2012 г. выше, чем в конце предыдущего года. Это происходит, в частности, из-за наличия «гигантских» тендеров, стоимость которых может превышать десятки млн. руб. Число таких тендеров невелико, однако это вносит заметное искажение в общую картину. Если исключить их из рассмотрения, стоимость тендеров на энергоаудит без разработки энергопаспорта последовательно снижается на рассматриваемом периоде. Стоимость энергообследований с разработкой энергопаспорта показывает «ломаную» динамику.

Рис. 7. Динамика средней цены за энергобследования без паспорта и с ним

Рис. 7. Динамика средней цены за энергобследования без паспорта и с ним

Рис. 7. Динамика средней цены за энергобследования без паспорта и с ним: а) включая «гигантские» тендеры; б)не включая «гигантские» тендеры

Наибольшее число конкурсов на энергообследования проводится г. Москва (124), Саратовской (119) и Калужской (103) областях, и г. Санкт-Петербург (102). Распределение регионов по средним ценам госзаказа на энергетическое обследование представлено на Рис. 8. Наибольшие цены наблюдаются в Ямало-Ненецком автономном округе (92,8 млн. руб.), Чеченской Республике (17,2 млн. руб.), Псковской (14,7 млн. руб.) и Мурманской областях (12,9 млн. руб.). В г. Москва этот показатель составляет 2,6 млн. руб., а в г. Санкт-Петербург – только 255 тыс. руб.

Рис. 8. Средняя цена госзаказа на энергетическое обследование, тыс. руб.

Рис. 8. Средняя цена госзаказа на энергетическое обследование, тыс. руб.

На Рис. 9 представлена динамика средних цен на тендеры в сегменте «Приборы учета» (исключены «гигантские» тендеры стоимостью несколько десятков млн. руб.). Для тендеров по поставке и техническому обслуживанию приборов учета характерен рост средних цен на протяжении всего рассматриваемого периода – в 1 кв. 2012 г. средние цены составили 755 тыс. руб. и 288 тыс. руб. соответственно по сравнению с 658 тыс. руб. и 258 тыс. руб. в 4 кв. 2011 г. и 293 тыс. руб. и 136 тыс. руб. в 3 кв. 2011 г. Средняя цена тендеров на монтаж/замену приборов учета в 1 кв. 2012 г. выше, чем в прошлом году, однако наблюдается небольшой «провал» цен в 4 кв. 2011 г.

Рис. 9. Средние цены на тендеры в сегменте «Приборы учета», тыс. руб.

Рис. 9. Средние цены на тендеры в сегменте «Приборы учета», тыс. руб.

В 1 кв. 2012 г. наблюдается заметный спад активности по сегменту «Энергосервис». Число тендеров сократилось почти в 4 раза по сравнению с предыдущим кварталом – с 39 до 10. Также наблюдается снижение средней цены на энергосервисные контракты, что, вероятно, происходит вследствие уменьшения размера «среднего» объекта, заинтересованного в энергосервисных услугах по сравнению с 2011 г. Больше всего энергосервисных контрактов на всем рассматриваемом периоде заключено в г. Москва (24), Новосибирской области (7), Якутии (6) и Ямало-Ненецком автономном округе. На эти 4 региона приходится половина от всех энергосервисных контрактов за последние 3 квартала.

Рис. 10. Число и средняя цена тендеров по направлению «Энергосервис»

Рис. 10. Число и средняя цена тендеров по направлению «Энергосервис»

3. Энергоэффективное освещение.

На Рис. 11 представлена динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Энергоэффективное освещение» на исследуемом периоде. Наибольшая активность наблюдалась в 4 кв. 2011 г., когда было проведено 304 тендера – в 2,3 раза больше, чем суммарно за другие кварталы. Однако в этом квартале самая низкая средняя цена закупки в области «Энергоэффективное освещение» – 400 тыс. руб. В 1 кв. 2012 г. было проведено 79 конкурсов суммарной стоимостью 85,1 млн. руб., что дает среднюю цену тендера 1,1 млн. руб.

Рис. 11. Динамика числа тендеров и суммы закупок

Рис. 11. Динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Энергоэффективное освещение»

Все тендры по направлению «Энергоэффективное освещение» можно разбить на 4 сегмента:

  • Поставка энергосберегающих ламп;
  • Поставка энергосберегающих светильников для уличного освещения;
  • Энергообследования муниципальных сетей наружного освещения и энергосервис;
  • Прочие.

Рис. 12. Структура тендеров

Рис. 12. Структура тендеров

Рис. 12. Структура тендеров по направлению «Энергоэффективное освещение»: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок

85-95% общего числа тендеров по направлению «Энергоэффективное освещение» приходится на 2 сегмента: «Поставка энергосберегающих ламп» и «Поставка энергосберегающих светильников». При этом в общей стоимости закупок доля сегмента «Поставка энергосберегающих ламп» очень мала – 7-18% в зависимости от квартала, что говорит о низкой средней цене закупки в указанном сегменте. Поставка энергосберегающих светильников для наружного освещения обходится значительно дороже – средняя цена на конкурс в этом сегменте в 8-13 раз дороже в зависимости от квартала (см. Рис. 13). Такой разрыв объясняется как и различиями в стоимости энергоэффективных ламп (люминесцентных ламп и компактных люминесцентных ламп) по сравнению со светильниками (где в среднем на один конкурс могут использоваться лампы бо′льшего размера или светодиоды, которые как раз на порядок дороже; цену также увеличивает стоимость самого светильника), так и размерами поставок: можно предположить, что число ламп в поставке для одного учреждения, которые встречаются в сегменте «Энергосберегающие лампы», в среднем меньше, чем число светильников для подъезда, улицы или другого объекта наружного освещения, – такие конкурсы есть в сегменте «Энгергосберегающие светильники».

Значительную долю в общей стоимости тендеров занимает сегмент «Энергообследования и энергосервис». При 3 конкурсах в 3 кв. 2011 г. и 2 конкурсах в 1 кв. 2012 г. на них приходится 43% и 52% соответственно от суммарной стоимости тендеров по направлению «Энергоэффективное освещение».

Рис. 13. Средние цены тендеров на поставку энергосберегающих ламп и светильников

Рис. 13. Средние цены тендеров на поставку энергосберегающих ламп и светильников, тыс. руб.

4. Программы энергоэфективности.

На рис. 14 представлена динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Программы энергоэффективности» на исследуемом периоде. Наибольшая активность наблюдалась в 4 кв. 2011 г., когда было проведено 152 тендера на сумму более 1,1 млрд. руб. В 1 кв. 2012 г. значительно сократилась активность по этому направлению, как по числу тендеров, так и по сумме затраченных на них средств. Следует отметить значительно более высокие средние цены на тендер по сравнению с направлениями «Энергоэффективные здания» и «Энегоэффективное освещение» – при небольшом числе тендеров на долю «Программ энергоэффективности» приходится значительная часть совокупных затрат в сфере энергоэффективности.

рис. 14. Динамика числа тендеров и суммы закупок

рис. 14. Динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Программы энергоэффективности»

Данное направление в значительной степени разнородно и сложно структурируемо. Тем не менее, среди множества разнонаправленных тендеров можно выделить ряд устойчивых сегментов, сохраняющихся на протяжении исследуемого интервала. Среди них:

  • Пропаганда и стимулирование энергосбережения, в том числе проведение тематических форумов, организация работы учебно-демонстрационных центров, информационное обеспечение населения в области энергосбережения, рекламные услуги.
  • Разработка систем управления и мониторинга деятельности по повышению энергетической эффективности.
  • Разработка программ повышения энергетической эффективности муниципальных и районных образований.
  • Разработка методик расчета стоимости реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической.