Обзор госзакупок в разделе «Энергоэффективные здания» за 2012 г.

Общие цифры

В данном обзоре представлены результаты мониторинга госзакупок в разделе «Энергоэффективные здания» за 2012 г. Всего за данный период было объявлено 8446 тендеров на сумму 13,3 млрд.руб. Наибольшая активность госзакупок, как по числу тендеров, так и по общей сумме финансирования пришлась на осенние месяцы — всего за сентябрь‑ноябрь было проведено 4213 тендеров на сумму 7,2 млрд.руб., что составило 50% и 54% соответственно от общегодовых показателей.

Рис. 1

Рис. 1. Динамика числа тендеров и суммы закупок в разделе «Энергоэффективные здания» в 2012 г.

Все тендеры в разделе «Энергоэффективные здания» можно разделить на 3 сегмента:

  • Энергетические обследования зданий (условно «Энергоаудит»);
  • Поставка, проектирование, монтаж и техническое обслуживание узлов учета потребляемой энергии и воды (условно «Приборы учета»);
  • Реализация конкретных мероприятий, направленных на энергосбережение (условно «Энергосервис»).

Рис. 2

Рис. 2. Структура общего числа тендеров и суммы закупок по направлениям в разделе «Энергоэффективные здания»: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок, млн.руб.

По числу тендеров наибольшую долю (около 50% и выше) традиционно занимали энергетические обследования зданий, однако начиная со 2 квартала наметился структурный сдвиг в сторону сегмента «Приборы учета» — так, доля сегмента «Энергоаудит» снизилась с 54% во 2 квартале до 40% в конце года, а доля «Приборов учета» выросла за этот же период с 32% до 53%. Конкурсы на проведение конкретных энергосберегающих мероприятий пока занимают небольшую долю в структуре общего числа тендеров (не более 14%), однако в объеме финансирования данный сегмент имеет более значительное место — за 2‑4 кв. 2012 г. на долю «Энергосервиса» приходится 27‑36% общей суммы госзакупок. Таким образом, в течение 2012 г. происходит медленное смещение акцентов с подготовительных и обосновывающих мероприятий (энергоаудит) на стимулирующие и конкретные технологические решения в области энергосбережения (организация контрольно‑измерительных узлов, энергосервисные работы), которые стали занимать к концу года более 50% в структуре общего числа тендеров и суммы закупок.

На рис. 3 представлены средние цены указанных сегментов в разделе «Энергоэффективные здания». Самые высокие средние цены выставляются на тендеры, предполагающие конкретные технические энергосберегающие мероприятия — несмотря на значительные колебания в течение года, они не опускаются ниже 4 млн.руб., а в 4 квартале достигают 7,7 млн.руб. Средние цены тендеров по сегментам «Энергоаудит» и «Приборы учета» находятся на более низком уровне и колеблются в районе 1‑1,5 млн.руб., причем средняя цена энергетического обследования в среднем выше (за исключением 2 квартала), цены контракта на организацию узлов учета потребляемой энергии и воды.

Рис. 3

Рис. 3. Средние цены тендера по направлениям в разделе «Энергоэффективные здания»

Всего в 2012 г. тендеры в области «Энергоэффективных зданий» проводились в 84 регионах. Наибольшее число конкурсов проведено в г. Санкт‑Петербург (793 шт.), г. Москва (439 шт.), Московской (428 шт.) и Саратовской (365 шт.) областях. При этом наибольшие объемы финансирования энергоэффективности зафиксированы в г. Москва (2214 млн.руб.), Республике Саха (1387 млн.руб.), Республике Коми (699 млн.руб.) и Самарской области (681 млн.руб.) — на эти 4 региона приходится 37% общих средств, реализованных в области «Энергоэффективных зданий». При этом на г. Санкт‑Петербург, Московскую и Саратовскую области, которые находятся в топ‑4 по числу проведенных конкурсов, приходится только 7% общей суммы госфинансирования.

Табл. 1. Показатели числа проведенных тендеров и суммы госзакупок в регионах России в 2012 г.
РегионЧисло тендеров, шт.Доли сегментовСумма закупок, тыс. руб.Доли сегментов
ЭнергоаудитПриборы учетаЭнергосервисЭнергоаудитПриборы учетаЭнергосервис
г. Санкт‑Петербург79334%65%1%39913048%49%3%
г. Москва43956%37%7%221482550%42%8%
Московская область42827%72%1%40469251%49%1%
Саратовская область36567%20%13%8772856%10%34%
Волгоградская область23969%12%20%19020871%7%22%
Ханты‑Мансийский автономный округ‑Югра22322%75%3%24080933%64%3%
Калужская область22074%25%1%5742741%31%27%
Нижегородская область21832%65%3%12673454%43%3%
Свердловская область19834%62%4%23733454%35%11%
Республика Башкортостан19555%26%19%45227154%26%20%
Красноярский край19431%62%6%34375319%13%68%
Республика Саха (Якутия)19029%36%35%13870613%5%91%
Самарская область18449%45%6%68114460%9%31%
Краснодарский край18252%43%5%36573784%9%7%
Омская область17649%24%26%7449237%43%20%
Ростовская область17648%52%1%6307365%35%0%
Удмуртская Республика17042%55%3%5446638%45%17%
Новосибирская область15933%64%3%26731618%9%73%
Сахалинская область15559%31%10%22647442%54%3%
Ульяновская область13981%11%9%2890157%12%30%
Республика Коми13419%72%8%69997817%6%77%
Иркутская область13255%42%3%21377524%29%47%
Ставропольский край13082%12%5%13845580%15%5%
Архангельская область12150%45%6%11059530%63%6%
Ямало‑Ненецкий автономный округ1158%91%1%3198162%85%14%
Кемеровская область10736%45%20%14059439%16%45%
Липецкая область9539%37%24%1101788%68%24%
Приморский край9340%49%11%5519050%37%13%
Республика Хакасия9220%77%3%4709923%63%14%
Камчатский край9048%51%1%7078558%41%1%
Республика Бурятия8372%17%11%5774457%10%33%
Республика Татарстан8347%49%4%42681119%80%1%
Пермский край8138%59%2%5368755%35%10%
Тамбовская область8135%41%25%9995823%23%54%
Томская область8044%43%14%7699436%9%55%
Хабаровский край8044%53%4%4294160%32%8%
Челябинская область8059%29%13%21770714%3%83%
Амурская область7929%65%6%4394335%59%6%
Алтайский край7142%35%23%5446239%25%36%
Тверская область7071%27%1%19818748%6%46%
Тульская область7080%16%4%7008394%5%1%
Мурманская область6840%50%10%19484629%66%5%
Республика Адыгея6831%53%16%8575750%18%32%
Рязанская область6740%37%22%6233132%61%7%
Вологодская область6572%22%6%1720778%16%6%
Ленинградская область6128%69%3%5296523%75%2%
Ивановская область5932%68%0%8142216%84%0%
Кировская область5654%39%7%4226241%37%21%
Ярославская область5450%41%9%8935837%60%3%
Оренбургская область5260%37%4%2530351%34%14%
Республика Карелия5040%12%48%15848512%2%86%
Курская область4533%60%7%2112325%35%39%
Калининградская область4342%37%21%2378637%37%26%
Чукотский автономный округ4328%58%14%18963715%53%32%
Владимирская область4038%63%0%1837345%55%0%
Тюменская область4028%73%0%3295071%29%0%
Астраханская область3751%32%16%1394954%9%38%
Пензенская область3741%41%19%1796866%17%17%
Воронежская область3653%36%11%4412927%6%68%
Республика Дагестан3382%9%9%6569297%2%2%
Брянская область3129%48%23%2029030%45%25%
Республика Мордовия3129%10%61%2976922%4%73%
Магаданская область2969%28%3%2018962%13%25%
Псковская область2730%70%0%15031046%54%0%
Кабардино‑Балкарская Республика2681%15%4%844652%15%33%
Белгородская область2524%72%4%222078%90%2%
Чувашская Республика 2548%52%0%852358%42%0%
Смоленская область2475%25%0%993571%29%0%
Республика Калмыкия2370%30%0%1746889%11%0%
Республика Тыва2387%13%0%1268279%21%0%
Чеченская Республика2383%13%4%39868586%1%13%
Курганская область2157%38%5%1319184%15%1%
Забайкальский край2035%65%0%809857%43%0%
Новгородская область2050%50%0%872278%22%0%
Карачаево‑Черкесская Республика1942%5%53%1826422%1%77%
Костромская область1974%26%0%1053574%26%0%
Республика Марий Эл1968%26%5%1327650%18%32%
Орловская область1765%35%0%618868%32%0%
Чувашская Республика1540%53%7%623696%85%9%
Еврейская автономная область1450%29%21%731159%21%19%
Республика Северная Осетия‑Алания1283%17%0%1570997%3%0%
Республика Алтай771%14%14%195577%0%23%
Республика Ингушетия786%14%0%6977977%23%0%
Ненецкий автономный округ5100%0%0%12191100%0%0%
Общий итог844646%46%8%1333618939%30%30%

Почти во всех регионах лидирующими сегментами по числу проведенных конкурсов являются «Энергоаудит» и «Приборы учета», только в Республике Карелия, Брянской области и Карачаево‑Черкесской Республике доля «Энергосервиса» оказывается преобладающей. Если же рассматривать структуру финансирования в регионах, то «Энергосервис» доминирует также во многих других регионах, в том числе в Республике Саха (91%), Челябинской области (83%), Республике Коми (77%) и других. Интересно, что в Республиках Саха и Коми, находящихся в топ‑4 регионов по суммарному объему госзакупок, большая часть финансирования обеспечивается именно тендерами в сегменте «Энергосервис», характеризующихся высокими средними ценами.

Энергоаудит

Динамика числа тендеров и суммы закупок в сегменте «Энергоаудит» представлена на рис. 4. Всего за 2012 г. проведено 3868 конкурсов общей стоимостью 5,2 млрд.руб., что составляет 46% и 39% соответственно от общегодовых показателей закупок в разделе «Энергоэффективные здания». Активность госзакупок в данном сегменте росла в течение года и достигла пика в ноябре, когда было проведено 1540 тендеров общей стоимостью 2,8 млрд.руб., а в декабре показатели значительно сократились — в 1,5 раза по числу тендеров и более чем в 2 раза по сумме закупок. Средние цены на энергообследования варьируются в диапазоне 0,8‑1,4 млн.руб. (за исключением нескольких выпадающих точек), при этом если исключить высокую январскую цену (5,4 млн.руб.), то средняя годовая цена энергоаудита составит 1,4 млн.руб. Также следует отметить, что месячная динамика средней цены и числа проведенных тендеров показывают обратную зависимость — при увеличении числа тендеров падает средняя цена, и наоборот.

Рис. 4

Рис. 4. Динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Энергоаудит» за 2012 г.

Организаторы конкурсов в сегменте энергетических обследований представлены в табл. 2. На муниципальные и федеральные учреждения приходится 42% и 43% всех конкурсов (1618 шт. и 1671 шт.) соответственно. При этом федеральные учреждения обеспечивают 51% общей суммы закупок, в то время как доля муниципальных (при значительном числе тендеров) составляет только 25% и сравнима с уровнем региональных учреждений (23%), на долю которых приходится всего 15% всех конкурсов (579 шт.). Наибольшее число конкурсов организуются образовательными (муниципальными 19% от общего числа, федеральными — еще 6%) и здравоохранительными (около 15% от обощего числа) учреждениями, а по сумме закупок лидируют городские и районные администрации (560 млн.руб. или 11% от общих средств, затраченных в сегменте «Энергоаудит»), региональные министерства (1054 млн.руб. или 20% от общих средств) и казенные учреждения (891 млн.руб. или 17% от общего объема финансирования).

Табл. 2. Организаторы конкурсов
Число тендеров, шт.Доля по числу тендеровСумма закупок, млн.руб.Доля по сумме закупок
Муниципальное учреждение161842%133125%
  Городские и районные администрации2125%56011%
  Казенные учреждения792%571%
  Учреждение здравоохранения2236%1182%
  Учреждения культуры391%80%
  Образовательные учреждения72419%3296%
  Другие3419%2605%
Региональное учреждение57915%121423%
  Казенные учреждения90%50%
  Учреждение здравоохранения331%301%
  Учреждения культуры90%441%
  Научные учреждения70%50%
  Образовательные учреждения110%761%
  Другие51013%105420%
Федеральное учреждение167143%269751%
  Казенные учреждения2617%83416%
  Учреждение здравоохранения3599%2475%
  Учреждения культуры361%431%
  Научные учреждения401%200%
  Образовательные учреждения2476%3396%
  Другие72819%121423%
Общий итог3868100%5243100%

В табл. 3 представлены гигантские тендеры, стоимость которых условно превышает 15 млн.руб. Всего на 58 (только 2% от общего числа тендеров) таких конкурсов приходится 2473 млн.руб., т.е. 47% всех затрат. Больше всего гигантских конкурсов по энергоаудиту проводится в Самарской области (15 на сумму 279 млн.руб.), г. Москва (9 на сумму 710 млн.руб.), Республике Башкортостан (5 на сумму 197 млн.руб.), Чеченской Республике (4 на сумму 312 млн.руб.) и Краснодарском крае (4 на сумму 216 млн.руб.). Самые высокие средние цены гигантских тендеров наблюдаются в г. Москва (79 млн.руб.) и Чеченской Республике (78 млн.руб.).

Табл. 3. Гигантские тендеры по энергоаудиту
Число тендеров, шт.Сумма закупок, млн.руб.Средняя цена, млн.руб.
Самарская область1527919
г. Москва971079
Республика Башкортостан519739
Чеченская Республика431278
Краснодарский край421654
Республика Коми29447
Московская область26532
Свердловская область25427
Тульская область23920
г. Санкт‑Петербург23417
Волгоградская область17878
Псковская область16363
Тверская область15454
Республика Ингушетия15050
Республика Татарстан15050
Ханты‑Мансийский автономный округ‑Югра13838
Республика Адыгея13333
Республика Дагестан13232
Сахалинская область13030
Красноярский край12828
Мурманская область11717
Общий итог58247343
Доля гигантских тендеров2%47%

Тендеры в области энергетических обследований проводились в 83 регионах. При этом можно условно выделить несколько кластеров в зависимости от числа и средней цены тендеров в каждом регионе (рис. 5). В 1 категорию можно объединить регионы с большим числом тендеров и низкой средней ценой — это г. Санкт‑Петербург (793 тендера со средней ценой 503 тыс. руб., Московская (428 конкурсов со средней ценой 946 тыс. руб.) и Саратовская (365 конкурсов со средней ценой 240 тыс. руб.) области. Во 2 категорию можно объединить регионы с противоположной ситуацией — небольшое число тендеров с очень высокой средней ценой — это Чеченская Республика (23 тендера со средней ценой 17,3 млн.руб.) и Республика Ингушетия (7 тендеров со средней ценой 10 млн.руб.). Основная масса регионов России находится в 3 кластере — здесь проводится не так много конкурсов, как в первой группе, а средние цены не достигают уровня второй группы. При этом есть 2 региона, выбивающиеся из предложенной логики — это г. Москва (439 конкурсов со средней ценой 5 млн.руб.) и Республика Саха (190 конкурсов со средней ценой 7,3 млн.руб.), показатели которых находятся «между» первой и второй группами.

Рис. 5

Рис. 5. Число и средняя цена тендеров в области энергетических обследований в регионах России

Приборы учета

На рис. 6. Представлена динамика числа тендеров и суммы закупок в сегменте «Приборы учета». Всего за 2012 г. проведено 3867 конкурсов общей стоимостью 4,1 млрд.руб., что составляет 46% и 30% соответственно от общих показателей по разделу «Энергоэффективные здания». При этом 70% всех проведенных тендеров и общегодового финансирования по данному сегменту реализовано за период с сентября по декабрь. Средние цены в сегменте «Приборы учета» в основном лежат ниже уровня 1 млн.руб., превышая эту планку в феврале (1,4 млн.руб.), апреле (2,9 млн.руб.), сентябре (1,4 млн.руб.) и октябре (1,6 млн.руб.) — такой рост цен объясняется наличием в указанные месяцы гигантских тендеров, приводящих к росту средней цены.

Рис. 6

Рис. 6. Динамика числа тендеров и суммы закупок по направлению «Приборы учета» за 2012 г.

Всего за год в сегменте «Приборы учета» отмечен 41 гигантский тендер общей стоимостью 1,9 млрд.руб. Таким образом, всего 1% самых дорогих тендеров в рассматриваемом сегменте обеспечивает 48% суммарного объема закупок. Наибольшее число гигантских конкурсов было проведено в г. Москва (12 на сумму 648 млн.руб., около 30% от суммы гигантских конкурсов), а в других регионах их число значительно ниже и ни в одном не превышает 3 тендеров за весь год. При этом самые высокие средние цены гигантских тендеров наблюдаются в Республике Татарстан (159 млн.руб.), Ямало‑Ненецком АО (96 млн.руб.), Чукотском АО (72 млн.руб.) и г. Москва (54 млн.руб.).

Табл. 4. Гигантские тендеры в сегменте «Приборы учета»
Число тендеров, шт.Сумма закупок, млн.руб.Средняя цена, млн.руб.
г. Москва1264854
Мурманская область38528
Республика Татарстан2319159
Ямало‑Ненецкий автономный округ219196
Республика Башкортостан28040
Сахалинская область27136
Ханты‑Мансийский автономный округ‑Югра26030
Псковская область25728
Чувашская Республика25025
Иркутская область24121
Чукотский автономный округ17272
Ивановская область14848
Ярославская область14646
г. Санкт‑Петербург13535
Свердловская область13131
Липецкая область12828
Архангельская область12323
Московская область11818
Республика Ингушетия11616
Ставропольский край11515
Общий итог41193747
Доля гигантских тендеров1%48%

Все тендеры в сегменте «Приборы учета» делятся на несколько направлений:

  • Поставка приборов учета — 279 конкурсов на сумму 689 млн.руб. (в том числе 111 общей стоимостью 395 млн.руб., включающих монтаж);
  • Монтаж/замена приборов учета — 2396 конкурсов общей стоимостью 2816 млн.руб.;
  • Техническое обслуживание приборов учета — 1073 конкурса на сумму 496 млн.руб.;
  • Разработка проектно‑сметной документации на установку приборов учета — 119 конкурсов на сумму 56 млн.руб.

Квартальная структура тендеров в сегменте «Приборы учета» представлена на рис. 7. По числу тендеров преобладающим направлением (за исключением 1 квартала) является Монтаж/замена приборов учета потребляемой энергии и воды, однако его доля снижается с 76% во 2 квартале до 60% в конце года. Напротив, после резкого сокращения с 52% до 16% между 1 и 2 кварталами, доля тендеров на техническое обслуживание узлов учета повышается к концу года до 28%. Доля конкурсов на поставку и проектирование узлов учета не превышает 12% в общем числе конкурсов в сегменте «Приборы учета».

Рис. 7

Рис. 7. Распределение тендеров в сегменте «Приборы учета» по основным направлениям: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок, млн.руб.

Аналогичная ситуация наблюдается при рассмотрении структуры финансирования рассматриваемого сегмента. Монтаж/замена приборов учета также является доминирующим направлением, причем его доля в структуре финансирования выше, чем в структуре числа тендеров, что говорит о более высоких средних ценах по сравнению с другими направлениями. Именно поэтому при небольшом числе конкурсов на «Поставку приборов учета» приходится заметная доля в структуре финансирования — около 40% конкурсов на поставку включают также монтаж приборов учета. На техническое обслуживание приборов учета направляется 22% в 1 квартале и только 16% суммарных средств в конце года, а во 2 и 3 квартале доля этого направления незначительна, что позволяет говорить о сезонности госзаказов на этот вид услуг. Доля тендеров, направленных на проектирование узлов учета, не превышает 3% от общего объема финансирования.

Тендеры в сегменте «Приборы учета» проводились в 82 регионах. На рис. 8 представлена характеристика регионов в зависимости от числа и средней цены проведенных тендеров, сгруппированных в 3‑4 кластера. Так, регионы с наибольшим числом тендеров обладают низкой средней ценой — это г. Санкт‑Петербург (513 тендеров со средней ценой 380 тыс. руб., Московская область (308 конкурсов со средней ценой 637 тыс. руб.) и Ханты‑Мансийский АО (168 конкурсов со средней ценой 918 тыс. руб.). Регионы с самыми высокими средними ценами проводят небольшое число дорогостоящих конкурсов — это Республика Ингушетия (1 тендер с ценой 16,3 млн.руб.), Республика Татарстан (41 конкурс со средней ценой 8,3 млн.руб.) и Чувашская Республика (здесь проведено 11 конкурсов со средней ценой 5,2 млн.руб.). Москва находится «между» перечисленными регионами — здесь проведено 163 конкурса, а средняя цена составила 5,7 млн.руб. В основной же массе регионов России проводится не так много конкурсов, как в первой группе, а средние цены не достигают уровня цен во второй группы.

Рис. 8

Рис. 8. Число и средняя цена тендеров в сегменте «Приборы учета» в регионах России

В табл. 5 представлена структура проведенных тендеров в сегменте «Приборы учета» по их организаторам. Наибольшее число конкурсов организовано муниципальными учреждениями — 1975 шт. на сумму 1,7 млрд.руб., что составляет 51% от всех конкурсов и 43% от суммарного объема закупок в рассматриваемом сегменте. Из них 800 конкурсов общей стоимостью 492 млн.руб. приходится на образовательные учреждения (школы, детские сады), еще в 517 конкурсах суммарной стоимостью 571 млн.руб. заказчиками выступили городские и районные администрации.

Федеральные учреждения выступили заказчиками в 1524 конкурсах, общая стоимость которых составила 1,2 млрд.руб. (39% и 30% от суммарных показателей соответственно) — здесь наибольшее число конкурсов приходится на учреждения здравоохранения и образования (469 и 451 соответственно), а наибольший объем закупок обеспечили казенные учреждения (425 млн.руб. или 10% от суммарного финансирования в сегменте «Приборы учета»). Региональные учреждения (в основном министерства) организуют закупки с самыми высокими средними ценами (около 3 млн.руб.) — они выступают заказчиками только в 10% конкурсов, а их доля в суммарном финансировании составляет 30%.

Табл. 5. Организаторы конкурсов
Число тендеров, шт.Доля по числу тендеровСумма закупок, млн.руб.Доля по сумме закупок
Муниципальное учреждение197551%174243%
   Городские и районные администрации51713%57114%
   Казенные учреждения1323%792%
   Учреждение здравоохранения1574%511%
   Учреждения культуры241%60%
   Образовательные учреждения80021%49212%
   Другие3459%54313%
Региональное учреждение36810%110027%
   Казенные учреждения221%50%
   Учреждение здравоохранения501%150%
   Учреждения культуры30%60%
   Научные учреждения90%50%
   Образовательные учреждения110%190%
   Другие2737%105126%
Федеральное учреждение152439%121630%
   Казенные учреждения2125%42510%
   Учреждение здравоохранения46912%1484%
   Учреждения культуры180%281%
   Научные учреждения180%80%
   Образовательные учреждения45112%1895%
   Другие3569%41810%
Общий итог3867100%4058100%

Энергосервис

В рамках данного обзора условный термин «Энергосервис» объединяет в себе конкурсы, нацеленные на реализацию конкретных энергосберегающих мероприятий, при этом заключение энергосервисных контрактов в названиях проведенных тендеров обозначено только в 42 конкурсах (вероятно, они реализуются на основе государственно‑частного партнерства).

Всего за 2012 г. было проведено 711 тендеров на сумму более 4,0 млрд.руб. Сегмент «Энергосервис» рос высокими темпами в течение 2012 г. — если в январе был проведен только 1 конкурс, в феврале 3, то в уже июне их число достигло 100 шт. и держалось примерно на этом уровне до конца года. К тому же в течение года прослеживается тренд на повышение средних цен в данном сегменте — если исключить из рассмотрения январь и февраль (сильное влияние нескольких дорогостоящих тендеров), то за март‑декабрь средняя цена тендера выросла с 2 до 11 млн.руб.

Рис. 9

Рис. 9. Динамика числа тендеров и суммы закупок в сегменте «Энергосервис» за 2012 г.

В сегменте «Энергосервис» исключительно высока доля гигантских тендеров — всего их за год отмечено 40 шт. общей стоимостью 2,9 млрд.руб., что достигает 72% суммарного объема финансирования сегмента за 2012 г. Наибольшее число гигантских конкурсов было проведено в Республике Саха (15 на сумму 1098 млн.руб.), г. Москва (5 на сумму 110 млн.руб.) и Самарской области (3 на сумму 158 млн.руб.). В других регионах их число таких тендеров не превышает 2 за 2012 год, однако их средние цены оказываются очень высокими — 265 млн.руб. в Республике Коми, 202 млн.руб. в Красноярском крае, 194 млн.руб. в Новосибирской области, 123 млн.руб. в Челябинской области и т.д.

Табл. 6. Гигантские тендеры в сегменте «Энергосервис»
Число тендеров, шт.Сумма закупок, млн.руб.Средняя цена, млн.руб.
Республика Саха (Якутия)15109873
г. Москва511022
Самарская область315853
Республика Коми2530265
Республика Башкортостан26733
Чукотский автономный округ25829
Красноярский край1202202
Новосибирская область1194194
Челябинская область1123123
Тверская область19191
Иркутская область18686
Чеченская Республика15353
Ямало‑Ненецкий автономный округ14343
Воронежская область12828
Тамбовская область12424
Кемеровская область11616
Свердловская область11616
Общий итог40289772
Доля гигантских тендеров6%72%

Все тендеры в сегменте «Энергосервис» делятся на 2 основных направления:

  • Утепление дверей, стен и оконных блоков в жилых помещениях, школах и котельных — 317 конкурсов на сумму 531 млн.руб.;
  • Техническое перевооружение объектов — 394 конкурсов общей стоимостью 3504 млн.руб.

Квартальная структура тендеров в сегменте «Энергосервис» представлена на рис. 10. В начале года, учитывая небольшое число тендеров (17 за 1 квартал) конкурсы на утепление и технические мероприятия проводились примерно в равных количествах, однако далее доля направления «Техническое перевооружение» выросла с 44% во 2 квартале до 65% в конце года. Преобладает это направление и по объямам финансирования — в период со 2 по 4 квартал на него приходится 83‑92% общих средств, реализованных в сегменте «Энергосервис», а в первом квартале тендеры на утепление занимают 72%, что является результатом одного гигантского тендера в январе стоимостью 53 млн.руб.

Рис. 10

Рис. 10. Распределение тендеров в сегменте «Энергосервис» по основным направлениям: а) по числу тендеров, б) по сумме закупок, млн.руб.

Всего в 2012 г. тендеры, нацеленные на реализацию конкретных энергосберегающих мероприятий, проводились в 69 регионах. На рис. 11 представлена характеристика регионов в зависимости от числа и средней цены проведенных тендеров, при этом все регионы можно условно разделить на несколько кластеров. В 1 категорию объединяются регионы с большим числом тендеров и низкой средней ценой — это Саратовская (49 тендеров со средней ценой 606 тыс. руб.), Волгоградская (47 конкурсов со средней ценой 881 тыс. руб.) и Омская (46 конкурсов со средней ценой 325 тыс. руб.) области, а также Республика Башкортостан (37 тендеров со средней ценой 2,5 млн.руб.) и г. Москва (32 конкурса со средней ценой 5,7 млн.руб.). Во 2 категорию можно объединить регионы с противоположной ситуацией — небольшое число тендеров с очень высокой средней ценой — это Тверская область (1 тендер с ценой 91,2 млн.руб.), Чеченская Республика (1 тендер с ценой 53 млн.руб.), Ямало‑Ненецкий АО (1 тендер с ценой 43,3 млн.руб.), Республика Коми (11 тендеров со средней ценой 49 млн.руб.) и Новосибирская область (5 тендеров со средней ценой 38,8 млн.руб.). Основная масса регионов России находится в 3 кластере — здесь проводится не так много конкурсов, как в первой группе, а средние цены не достигают уровня второй группы. При этом есть регион, несколько выбивающийся из предложенной логики (находящийся вблизи от условно обозначенных на рис. 11 границ) — это Республика Саха (67 конкурсов со средней ценой 18,9 млн.руб.), где показатели находятся «между» первой и второй группами.

Рис. 11

Рис. 11. Число и средняя цена тендеров в сегменте «Энергосервис» в регионах России

Организаторы тендеров в сегменте «Энергосервис» представлены в табл. 7. Преобладающее число конкурсов (508 или 71%) и объем финансирования (1,5 млрд.руб. или 61%) реализованы в тендерах, организаторами которых являются муниципальные учреждения, причем здесь около половины объемов финансирования обеспечивают образовательные учреждения. Федеральные учреждения организовали 145 тендеров (20% от общего числа), а сумма их закупок составила 1,0 млрд.руб., при этом половину объема финансирования обеспечивают также образовательные учреждения. Региональные учреждения (в основном министерства) выступают заказчиками только в 8% конкурсов (58 шт.), а их доля в суммарном финансировании составляет 13%.

Табл. 7. Организаторы конкурсов
Число тендеров, шт.Доля по числу тендеровСумма закупок, млн.руб.Доля по сумме закупок
Муниципальное учреждение50871%245661%
 Городские и районные администрации8712%2155%
 Казенные учреждения649%962%
 Учреждение здравоохранения162%371%
 Учреждения культуры20%00%
 Образовательные учреждения20929%123431%
 Другие13018%87522%
Региональное учреждение588%51013%
 Казенные учреждения10%120%
 Учреждение здравоохранения20%10%
 Учреждения культуры 0% 0%
 Научные учреждения10%00%
 Образовательные учреждения20%20%
 Другие527%49512%
Федеральное учреждение14520%107027%
 Казенные учреждения254%491%
 Учреждение здравоохранения183%1203%
 Учреждения культуры71%281%
 Научные учреждения20%10%
 Образовательные учреждения243%59015%
 Другие6910%2817%
Общий итог711100%4035100%