Проект ПРООН/ГЭФ — Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России»

Проект «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» (далее Проект) организован Минтрансом России при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ).

Проект призван уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду в Казани и Калининграде, что отражается в сокращении связанных с транспортом выбросов СО2. Для этого предполагается сделать городские транспортные системы в России более эффективными и удобными для всех участников дорожного движения, а также продвигать экологически чистые виды транспорта (велосипеды, электромобили и автомобили с гибридной энергетической установкой).

В Казани эксплуатируется более 330 тыс. автомобилей на 1,176 млн. жителей. Дорожная сеть работает в режиме предельных нагрузок, а расход топлива автомобилями на 100 км пробега в городе составляет 13 литров.

Доля общественного транспорта в пассажирских перевозках постепенно сокращается. В городе действуют разные тарифы и способы оплаты для каждого вида транспорта.

В Казани нет генерального плана развития пассажирского транспорта после 2013 года, не используются автомобили-гибриды и электромобили.

Для снижения выбросов планируется:

  • Разработать Комплексную схему организации дорожного движения Казани на 2014-2020 гг. с перспективой до 2030 г.;
  • Ввести в эксплуатацию более 50 единиц низкоуглеродных автотранспортных средств;
  • Реализовать пилотные проекты парковочной политики на магистральных улицах Казани;
  • Провести экологический мониторинг уровня выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта и общего состояния окружающей среды города.

Калининград — город с рекордным количеством автомобилей: 353 машины на 1000 человек. Почти 2/3 горожан для передвижения используют преимущественно автомобили. Доля электротранспорта в пассажирских перевозках устойчиво сокращается. При этом, транспортная система города проектировалась в расчете на 60–100 автомобилей на 1000 жителей, и в городе нет организованных автопарковок.

Администрация города полна решимости изменить ситуацию. В 2012–2014 годах на развитие транспортной системы будет потрачено более 30 млн. долларов.

Для снижения выбросов планируется:

  • Использовать автомобили-гибриды и электромобили (сейчас в Калининграде эксплуатируются 6 единиц низкоуглеродных автотранспортных средств, и работает сеть пунктов зарядки аккумуляторов для электромобилей);
  • Разработатать новую схему развития пассажирского транспорта общего пользования Калининграда на перспективу до 2020 года с учетом реализации задач транспортного обеспечения проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года;
  • Внедрить новую магистраль устойчивого городского транспорта, которая изменит характер движения на участке между спорткомплексом «Янтарный» и проспектом Мира в центре города, что сократит выбросы на 2 300 тонн CO2/год;
  • Разработать технико-экономическое обоснование реализации системы скоростного городского пассажирского сообщения Калининграда.

Партнерами проекта также выступают Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Мэрия Казани, Правительство Калининградской области, Администрация городского округа «Город Калининград», ООО «Литий-ионные технологии» и Министерство природных ресурсов РФ.

Длительность проекта – 5 лет; бюджет составляет 160 млн. долл. В результате за 5 лет предполагается сокращение выбросов СО2 на почти 60 тыс. тонн.

Основная деятельность проекта заключается в подготовке и организации конкурсов на выполнение работ по достижению поставленных целей и задач, а также в продвижении и информационном сопровождении повышения эффективности транспорта.

Подробно с планом реализации проекта можно ознакомиться в проектном документе, а ниже представлены цели, задачи и ожидаемые результаты.

Цели проекта:

  • Разработать меры, стимулирующие использование экологичных видов транспортных средств.
  • Снизить показатели энергоемкости транспорта в России до уровня передовых стран.
  • Сократить негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду.
  • Способствовать широкому использованию транспорта с повышенными показателями топливной экономичности и низким расходом моторного топлива.
  • Улучшить систему контроля за нормативными экологическими показателями транспортных средств при их регистрации в России.

Задачи проекта:

  • Заменить муниципальный автотранспорт электромобилями и гибридными автомобилями, в том числе работающими на газомоторном топливе.
  • Способствовать расширению сети заправок с альтернативным топливом.
  • Внедрить меры финансовой и правовой поддержки, направленные на стимулирование производства, эксплуатации, оборота и снижения цены на электромобили и автомобили с комбинированной (гибридной) энергетической установкой на территории Российской Федерации.
  • Содействовать в разработке нормативно-правовой базы для поддержки автотранспортных средств с низким уровнем выбросов и устойчивых систем общественного пассажирского транспорта в средних городах России.
  • Распространять информацию об опыте и тиражировать лучшие результаты проекта в других городах России.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Разработка нормативно-правовой базы и институциональных решений, способствующих реализации государственной политики в области использования низкоуглеродных автотранспортных средств и внедрения проектов устойчивого городского транспорта в России
  • Развитие устойчивой городской транспортной системы, более широкое использование низкоуглеродных видов транспорта и улучшение городской мобильности в г. Казани
  • Развитие устойчивой городской транспортной системы, более широкое использование низкоуглеродных видов транспорта и улучшение городской мобильности в г. Калининграде
  • Тиражирование успешных демонстрационных проектов развития устойчивого городского транспорта и низкоуглеродных транспортных средств в средних городах России

Обращаем внимание на разделы:

Полезные материалы, где размещено несколько документов по теме эффективного транспорта и выбросов СО2;

Калькулятор, где можно рассчитать количество выбросов СО2 в зависимости от вида транспорта и расстояния перемещения.