Резюме обзора

Необходимость обновления существующей нормативной базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений связана с требованиями по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 года. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» определил основные направления повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, требования к энергетической паспортизации зданий.

Энергетическое обследование (энергоаудит) проводится для определения класса энергетической эффективности здания и сооружения, оценки его соответствия требованиям программы энергоэффективности.

Застройщик или собственник здания обеспечивает соответствие вводимых в эксплуатацию, или ремонтируемых зданий нормам энергоэффективности и учета энергопотребления. Контроль за соблюдением технико-энергетических норм должен осуществляться органом государственного строительного надзора на основе проектной документации, однако такой орган до сих пор не определен, а контроль не осуществляется. Однако до сих пор не определен орган, контролирующий соблюдение технико-энергетических норм на основе проектной документации, и контроль не осуществляется.

Сейчас есть требования к «заполнению» энергопаспортов, но нет требований к «выполнению» предусмотренных ими мероприятий. При этом требования к заполнению энергетических паспортов содержат более двух десятков форм для заполнения. Четкие правила приема паспортов со стороны Минэнерго не выработаны до сих пор.

Целью унификации паспортов называются потребности ГИС «Энергоэффективность», которая должна аккумулировать все паспорта и сделать их использование «элементом инвестирования». Однако авторитетные эксперты в сфере энергосбережения считают, что надо отказаться от единой формы паспорта для предприятий типа Магнитогорского металлургического комбината и для зданий детских садов.

Современное состояние методической базы энергоаудита в России характеризуется острым недостатком литературы и документации на всех этапах своей деятельности. Отсутствие общих для всех минимальных требований к оснащенности энергоаудиторских компаний, выполняющих обязательные энергетические обследования, приводит к тому, что зачастую аудитор не проводит инструментальных замеров в необходимом объеме, даже на объектах, не оборудованных стационарными приборами учета энергоресурсов.

Портал «Энергоэффективность и Энергосбережение» провел скрининг размещенных в Интернете курсов по подготовке и повышению квалификации энергоаудиоров, составлен список курсов с указанием образовательного учреждения, уровня подготовки, формы, места, длительности и стоимости для 76 вариантов обучения.

Большой проблемой является обоснование оценки стоимости энергоаудита для заказчика. Зачастую в основу берется коммерческое предложение конкретной энергоаудиторской компании, не знакомой со структурой бюджетного учреждения и не имеющей опыта проведения таких работ. Стоимость в этом случае определяется просто по примерному количеству зданий, находящихся на балансе без учета таких факторов как число трансформаторных подстанций, наличие и протяженность инженерных коммуникаций, наличие/отсутствие котельной, протяженность сетей и т.п.

В октябре в структуре госзакупок проявилась «странная» тенденция опережающего роста цен на энергообследования «вообще». В тендерах, где на уровне формулировки названия заказа обследования не предусматривали непосредственно разработку паспорта, цена заказа превышала цену заказа с разработкой итогового документа почти в 2.4 раза. Появление большого числа объявлений с расплывчатыми формулировками предмета заказа, видимо, насторожило не только модераторов Тематического сообщества. Уже в ноябре, после того как мы обратили внимание участников сообщества на эту «странность» заказы на энергообследования стали более точно указывать на необходимость разработки паспорта, а средняя цена неконкретно сформулированных заказов опустилась, а заказов более определенных — выросла. Признаком того, что это была осмысленная реакция чиновников, является динамика числа регионов, которые размещали недостаточно конкретные заказы. В ноябре сразу 23 региона прекратили публикацию госзаказов без уточнения о необходимости подготовки энергопаспорта. Более ответственный подход к описанию содержания госзаказа проявился в росте средней цены работ, прямо предусматривающих паспортизацию.

В последнее время проявилась проблема «изготовления» энергопаспортов не выходя из офиса, путем заполнения данных без расчетных/измерительных процедур, использования типовых компьютерных программ неквалифицированными исполнителями. Согласно позиции специалистов такие программы в неопытных руках могут профанировать процедуру энергоаудита. Целесообразно рецензирование таких программ и утверждение алгоритмов их применения в российских условиях (для зарубежных продуктов) крупными и наиболее авторитетными СРО, без рекомендаций которых такие программы нельзя рекомендовать к использованию.

По прошествии почти двух лет после выхода 261-гофедерального закона, в С-Петербурге паспортизацией к концу года (ударными темпами в конце 4-го квартала) будет охвачено не более 5-10% объектов, подлежащих обязательному обследованию. По результатам осенне-зимних аудитов, скорее в мае 2012 года будет полная оценка происходящего, особенно с внедрением новых форм энергопаспортов. При заказе энергоаудита на 2012 год надо иметь ввиду, что если выделять средства на второй квартал и проводить тендеры в апреле, или даже в июне (когда отопительный сезон завершен), энергоаудитор не может провести качественное обследование.

Достаточно часто энергоаудит не гарантирует эффект от выполнения предложенных рекомендаций. Большая часть руководителей бюджетных учреждений уже осведомлена о высокой стоимости мероприятий по энергосбережению и проблемах с окупаемостью основных технических (не организационных!) мероприятий, о том, что совсем не просто внедрить рекомендованные мероприятия и получить эффект (финансовый результат).

От простой фиксации уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения эффективность экономики не повысится. Необходимо обеспечить качество проводимого энергоаудита на уровне, который позволит практическую реализацию предложенных аудиторами мероприятий в рамках энергосервисных контрактов или путем привлечения внебюджетного финансирования. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор на основании формального энергообследования и неграмотно разработанных мероприятий по повышению энергетической эффективности.