Обзор 5. Зарубежный опыт

Технологии энергетического аудита зданий в ряде зарубежных стран используются на протяжении долгого времени. В данном разделе представлены направления энергетической политики в сфере энергоаудита и паспортизации зданий, а также описание стандартов и нормативов энергопотребления для зданий в странах Европы и Северной Америки.

5.1. Европа

Одним из первых международных документов, в котором указано о необходимости проведения энергоаудита, стала Директива Евросоюза 93/76/ЕС по ограничению выделений двуокиси углерода путём улучшения энергоэффективности (или SAVE).

Так, одно из положений Директивы предусматривало необходимость «определения фактических энергетических расходов на отопление, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение зданий». Этот документ стал основой для разработки новых норм и стандартов в области энергоэффективности в ряде стран ЕС, в которых, помимо всего прочего, были заложены правовые основы энергетического аудита.

Сегодня во многих странах Европы процедура энергоаудита является обязательной для получения энергетического паспорта здания — документа, который содержит проектные данные по теплозащите здания, сведения о его фактическом энергопотреблении и служит подтверждением соответствия энергоэффективности объекта действующим нормам. Необходимость паспортизации предусматривала Директива 2002/91/ЕС (EPBD).

Ожидается, что уже в ближайшем будущем энергетические паспорта изменят механизм ценообразования на рынках недвижимости стран ЕС: покупатели будут отдавать предпочтение зданиям с низким потреблением энергии, а стоимость объектов с высоким энергопотреблением упадёт.

Источник: Статья «Энергетический аудит зданий»

В.Л.Гришина (фотография)

В.Л.Гришина — заместитель национального директора проекта ПРООН «Повышение энергоэффективности зданий на Северо-Западе России», директор Северо-Западного филиала ЗАО АПБЭ и ведущий автор «Современные аспекты энергоэффективности зданий в России. Пособие для региональных органов власти» (на момент подготовки настоящего обзора находится в печати) предоставила составителям настоящего обзора возможность использования её фрагмента, посвященного Европейскому опыту паспортизации и энергетических обследований зданий.

В Европе энергосертификация представляет собой комплекс мер, направленных на определение фактического потребления зданиями тепловой энергии и выдачу сертификата, свидетельствующего о соответствии здания установленному классу энергетической эффективности. В странах Европейского союза необходимость энергосертификации зданий, в первую очередь, определяется требованиями действующих документов, в частности Директивы по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings — EPBD), статьёй 7 которой установлены критерии действия сертификата энергетической эффективности зданий.

Сравнение российских и зарубежных категорий энергоэффективных зданий

Одним из критериев действия сертификата является то, что он должен обязательно включать в себя действующие нормативные значения энергетических характеристик, чтобы потребители могли сравнивать и оценивать энергетическую эффективность эксплуатируемого здания. Помимо этого, сертификат должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.

Энергетический сертификат для общественных зданий (административных, учреждений социальной сферы и прочих, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1000 м2, должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.

Несмотря на действующую Директиву по энергетическим характеристикам зданий, в настоящее время в странах Европейского союза единый подход к энергосертификации находится на стадии разработки и будет сформирован в ближайшее время. Вместе с тем, уже сейчас энергосертификация зданий, расположенных на территории Европейского союза, осуществляется на основании рейтинга энергетической эффективности зданий (см. рисунок), который присваивается им в зависимости от величины энергопотребления, выраженной в кВт.ч/м2.год. В соответствии с рейтингом зданию может быть выдан сертификат, свидетельствующий о соответствии классу энергетической эффективности от A, при потреблении меньше или равном 25 кВт.ч/м2.год, до G, при потреблении, превышающем 450 кВт.ч/м2.год.

Данный сертификат определяет размер годовой потребности в энергии, необходимой для эксплуатации здания, строения, сооружения, а именно: энергии для отопления, подогрева воды, кондиционирования и вентиляции, освещения и т.д. Потребность в энергии здания может изменяться исходя из назначения и типа здания, его этажности, оснащенности инженерными системами, заселенности и т.д.

Маркировка Building Energy Rating (BER)

Более жесткие требования новой директивы EPBD, принятой в 2010 году, должны быть внедрены во всех странах ЕС к 2020 году. Уже в год принятия EPBD 2010 многие страны ЕС начали подготовку законодательства для ее внедрения. Вот некоторые основные изменения, внесенные в EPBD 2010:

  • директива EPBD2010 опирается на стандарты, утвержденные Европейским комитетом по стандартизации, что способствует усилению роли европейских стандартов в национальных законодательствах;
  • национальные целевые показатели энергоэффективности должны быть основаны на потреблении первичной энергии в кВт.ч/м2 или альтернативном показателе;
  • в странах — членах ЕС будут установлены национальные требования с учетом рентабельности — состояния национальной экономики при разработке требований. В этой связи Комиссия ЕС планирует разработать соответствующее руководство к концу 2010 года;
  • разделы директивы EPBD2010, касающиеся использования энергии, полученной из возобновляемых источников, при капитальной реконструкции существующих зданий и для вновь строящихся зданий, теперь применяются ко всем зданиям (ранее действовало ограничение по площади в 1000 м2);
  • требуется наличие специальных регламентов по энергоэффективности для инженерных систем (обязательно для существующих зданий, не обязательно для новых зданий);
  • энергетические характеристики всех новых зданий к 2020 году должны практически соответствовать значениям характеристик «зданий с нулевым потреблением энергии» (общественные здания должны выполнить данное требование на два года раньше);
  • в каждой стране ЕС необходимо разработать меры, направленные на преодоление рыночных барьеров;
  • усиливается позиция и значимость энергетических сертификатов зданий;
  • требование старой директивы EPBD 2002 года по контролю (инспекции) водонагревателей расширено и теперь распространяется на всю систему отопления;
  • при инспекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха теперь больше внимания уделяется вопросам снижения нагрузки на систему охлаждения и возможность применения низкопотенциального охлаждения;
  • для всех национальных контролирующих органов должна быть разработана независимая система контроля качества.

Международные (региональные) документы по стандартизации в области строительства

А.Л.Наумов (фотография)

Вице-президент «АВОК» А.Л.Наумов в своей презентации «Энергоэффективность в строительстве. Требования к зданиям и инженерному оборудованию.» (3.86 Mb) приводит набор дорожных карт требований в ряде европейских стран:

Набор дорожных карт требований в ряде европейских стран

5.2. Дания

В.В.Семикашев (фотография)

В.В.Семикашев, зав.лабораторией ИНП РАН, предоставил материал о стандартах энерпотребления и маркировках для зданий в Дании. Большая часть тепла в Дании направляется на отопление зданий. Поэтому уделяется много внимания тепловой изоляции жилых помещений, и используются достаточно жесткие с этой точки зрения домостроительные нормы.

Новые домостроительные нормативы были приняты в 2006 г. Они увеличили требования к энергоэффективности зданий на 25‑30% по сравнению с предыдущими нормативами. Как видно из рис. 3, введение новых требований происходили в среднем один раз в 10 лет. Следующие нормативы, которые планируют принять в 2010 и 2015 гг., еще сильнее ужесточат требования к энергоэффективности зданий.

С 2006 г. начались проверки соблюдения введенных нормативов. До этого времени архитекторам или строителям достаточно было принести в местную администрацию проект здания, удовлетворяющий нормам, а за его соблюдением никто специально не следил.

Энергетическая маркировка зданий является важным элементом современной политики энергосбережения при теплоснабжении. Это касается и новых, и уже существующих зданий. В Дании разделяют здания площадью более и менее 1500 м2. Для них используют разные маркировки и, соответственно, разные методы энергосбережения. Энергетическая маркировка зданий оказалась одной из эффективнейших мер по ограничению расходования энергии в зданиях.

Изменение нормативов теплоизоляции зданий. Расход топлива на отопление 1 м2, л н.э.

Изменение нормативов теплоизоляции зданий

Построенные до принятия нормативов здания не обеспечивают требуемую энергоэффективность. Большая часть этих зданий имеет средний расход на отопление 1 м2 на уровне 14 л н.э., что в три раза больше принятых в 2006 г. нормативов.

Для повышения эффективности маркировки зданий Правительство Дании предпринимает следующие меры.

5.3. США

Р.Э.Мукумов (фотография)

Рынок энергоаудита в США кратко охарактеризован Р.Э. Мукумовым, (генеральным директором ОАО «Энергосервисная компания Тюменьэнерго») в презентации «Энергоаудит и энергосервис: Актуальные проблемы рынка»  (4.01 Mb) на форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России»:

  • Объем рынка — 6 млрд. долл.
  • 75% проектов реализуется 10 крупнейшими ЭСКО.
  • 80% всех ЭСКО — дочерние предприятия производителей энергооборудования.
  • 73% контрактов — энергоэффективность, 10% — ВИЭ и 11% — консалтинг.

Структура рынка энергоаудита в США

5.4. Канада

В.В.Семикашев (фотография)

Обзор ситуацияя с энергоаудитом в Канаде содержится в статье В.В.Семикашева и Е.А.Зотовой «Организация теплоснабжения населения в Канаде», Канада-финал.doc предоставленной одним из авторов. В настоящее время в теплоснабжении и смежных сферах реализуется несколько узконаправленных программ NRCan и Департамента энергоэффективности NRCan (The Office of Energy Efficiency (OEE) NRCan), направленных на её повышение. Ниже приводится их краткое описание.

В 1997 г. Канадская комиссия по зданиям (Canadian Commission on Building and Fire Codes (CCBFC)) совместно с Национальным исследовательским советом Канады (National Research Council Canada (NRC)) после консультаций с регионами (cогласно канадским законам, регулирование строительства и эксплуатации зданий относится к компетенции провинций и территорий) и заинтересованными сторонами подготовили и опубликовали национальные энергетические стандарты для зданий — The Model National Energy Code of Canada for Buildings 1997 (MNECB). В них содержатся требования по энергоэффективности для новых зданий с учётом принципа минимума суммарных затрат (cost‑effective minimum). Под их действие не подпадают только частные дома высотой менее 4 этажей и пристройки площадью менее 10 м2. Наиболее жёсткие требования в MNECB установлены для всех новых зданий на территории Канады с целью к 2011 г. повысить энергоэффективность возводимых зданий на 25% по сравнению с текущими нормами.

В 2007 г. разработчиками и заинтересованными сторонами с участием NRCan принято решение обновить национальные стандарты. По результатам работы в 2011 г. планируется выпустить обновлённые стандарты, в которых будут учтены предложения по совершенствования MNECB‑1997, и новую информацию, способствующую продвижению инновационных решений в этой сфере.

В 2007 г. для поддержки проектов по энергоэффективности запущена программа эко‑энергетической модернизации (ecoENERGY Retrofit) на 520 млн.канадских долл., которые предназначены для владельцев домов, владельцев малого и среднего бизнеса, а также организаций: им оказывается финансовая поддержка модернизации жилых домов, нежилых зданий, а также производственных процессов. За 2007‑2009 гг. по этой программе для усовершенствования зданий было предоставлено 94 тыс. грантов, что позволило участникам снизить энергопотребление на 23 % и сократить выбросы парниковых газов.

Другая программа эко‑энергии для домов и зданий (ecoENERGY for Buildings and Houses) на 60 млн.канадских долл. направлена на поддержку строительства энергоэффективных зданий, а также модернизацию существующих. По этой программе региональные органы власти разрабатывают и внедряют системы энергетических маркировок и рейтингов, по которым владельцы коммерческих и общественных зданий могут оценить уровни их энергопотребления. Это позволяет сравнивать здания и помещения, как в рамках одного региона, так и в целом по Канаде. Департамент по энергоэффективности NRCan разрабатывает специальное руководство для регионов и других ключевых участников с целью развития этой системы. В рамках этой же программы канадским домохозяйствам предлагается помощь в переходе на энергоэффективную вентиляцию.

NRCan предлагает бесплатно проверить и подтвердить энергетические характеристики проектов/моделей зданий. Это делается для новых зданий, пристроек к ним и большинства реконструкций в коммерческом, общественном и государственном секторах, а также для многоквартирных домов, если они имеют не менее 4 этажей, площадь не менее 600 м2 и общий вход.

Программа ENERGY STAR® for New Homes продвигает энергоэффективное руководство к действию в сфере домостроения, которое позволяет строить менее энергоёмкие (на 30 %) новые здания, чем это предусмотрено существующими региональными СМЭХ. Первоначально эта программа была реализована в провинциях Онтарио и Саскачеван.

Программы ENERGY STAR® и EnerGuide for Equipment используются для энергетической маркировки инженерного оборудования (отопительного, водонагревательного, кондиционеров, вентиляций и др.) и способствуют выбору потребителями наиболее энергоэффективных устройств, а также стимулируют компании производить такую продукцию.

Четырёхлетняя программа эко‑энергия для теплоснабжения (ecoENERGY for Renewable Heat programme) на 36 млн.канадских долл. предлагает промышленным, коммерческим и общественным организациям различные преференции при установке энергоэффективных солнечных отопительных или водонагревательных установок. Также эта программа включает пилотный проект на 9 млн.канадских долл. по поддержке мощных солнечных коллекторов для горячего водоснабжения домов населения, а также разработку новых стандартов и кодексов, поддержку индустрии солнечной и геотермальной энергетики.

  • Введено требование, чтобы все существенные реконструкции зданий площадью до 1000 м2 включали энергетические усовершенствования, которые определяются установленными для них маркировками.
  • Установлено требование по замене крыш, фасадных окон, мазутных и газовых котлов, а также внутридомовых теплоснабжающим систем в соответствии с современными нормами.
  • Законодательно обязали применять более эффективные маркировки к зданиям, которые продаются или сдаются в аренду.
  • Юридически обязали выполнить требования энергетических маркировок в течение 5 лет.
  • Установлена частота регулярной энергетической маркировки для зданий площадью более 1000 м2 не реже, чем раз в пять лет.
  • Установлена регулярная энергетическая маркировка общественных зданий, вне зависимости от их площади.
  • Организовали инспектирование внутридомовых схем теплоснабжения от котлов на мазуте и газе и вентиляционных систем.
  • Через три года после накопления опыта должна проводиться его оценка и подготавливается заключение о целесообразности ввода регулярной маркировки для всех зданий.

Окна являются значимым источником теплых потерь помещений. В требованиях к зданиям этому посвящен отдельный раздел. Выделены следующие условия:

  • в зависимости от уровня теплопотерь для окон введена энергетическая маркировка от А до С;
  • установлены стандарты, которые должны соблюдаться. Это сделает необходимой масштабную замену существующих фасадных окон;
  • Энергетическим департаментом Дании и ассоциацией производителей и продавцов стекла и окон принято решение выводить из оборота обычные герметические пластиковые окна и вводить энергосберегающие.