Обзор 1. Нормативно-законодательное сопровождение энергетических обследований зданий и введения энергопаспортов

В ФЗ № 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности от 23 ноября 2009 года (далее — «Закон об энергосбережении») установлены требования энергетической эффективности, перечень объектов энергетического обследования, цели и сроки проведения энергетического обследования зданий, организаций и предприятий промышленности.

В настоящем разделе проанализирована нормативно-законодательная база введения энергетических паспортов зданий. Показано разделение в ФЗ-261 всех зданий на два типа.

  1. Здания бюджетных организаций и предприятий ТЭК, которые должны получить паспорта установленного образца в обязательном порядке.
  2. Для прочих зданий предусмотрена добровольная процедура энергоаудита и выдачи паспортов.

Даны ссылки на форму энергетического паспорта, предусмотренного для обязательного выдачи и документы, определяющие классы энергоэффективности зданий и инженерного оборудования, замечания экспертов по форме и процедурам подготовки энергопаспортов, сведения об административной ответственности за нарушения в сфере энергоэффективности, общие сведения о маркировках и направлениях регулирования основных конструкционных элементов зданий для обеспечения их общей энергоэффективности.

1.1. Мониторинг законодательства в сфере энергоэффективности зданий

В.Л.Гришина (фотография)

В.Л.Гришина — заместитель национального директора проекта ПРООН «Повышение энергоэффективности зданий на Северо-Западе России», директор Северо-Западного филиала ЗАО АПБЭ и ведущий автор «Современные аспекты энергоэффективности зданий в России. Пособие для региональных органов власти» (на момент подготовки настоящего обзора находится в печати) предоставила составителям настоящего обзора возможность использования фрагмента книги, посвященного мониторингу законодательства в сфере энергоэффективности зданий.

В использованном разделе книги дана характеристика полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в части реализации Закона об энергосбережении, приведены практические Примеры регионального законодательства Санкт-Петербурга (58 Kb), воспроизведена Статья 9.16 Административного кодекса РФ, содержащая нормы ответственности за нарушение законодательства в РФ в сфере энергоэффективности зданий.

В книге приведена блок-схема, отражающая распределения полномочий в области реализации ФЗ № 261-ФЗ, на которой составителями настоящего обзора выделены полномочия, связанные с энергоэффективностью зданий (73 Kb), приведена таблица, отражающая всю систему нормативных документов в законодательстве для зданий с эффективным использованием энергии (69 Kb). Этот материал дает наиболее общую и достаточно полную картину нормативного регулирования в данном направлении.

1.2. Энергетические обследования — объекты и цели

Энергетическое обследование (энергоаудит) проводится для определения класса энергетической эффективности здания и сооружения, оценки его соответствия требованиям программы энергоэффективности. «Закон об энергосбережении» предусматривает энергогаудит следующих видов сооружений:

  • административных зданий;
  • сооружений и промышленных объектов;
  • многоквартирных домов;
  • жилых и общественных зданий.

Основными целями энергетического обследования являются:

  • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • определение показателей энергетической эффективности;
  • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки;
  • составление энергетического паспорта объекта.

1.3. Обязательное и добровольное энергетическое обследование

«Закон об энергосбережении» устанавливает обязательное энергетическое обследование зданий и сооружений органов государственной власти и топливно-энергетических предприятий, а также организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в срок до 31 декабря 2012 года с последующим проведением периодического энергетического обследования не реже одного раза каждые пять лет. В дополнение к этому «Закон об энергосбережении» обязывает ответственных лиц (застройщика, собственника здания) обеспечить соответствие вводимых в эксплуатацию, ремонтируемых или прошедших капитальный ремонт зданий нормам энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов. За несоблюдение требований, установленных в «Законе об энергосбережении», предусмотрен ряд штрафных мер административного характера.

Р.Э.Мукумов (фотография)

Выступая на форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России»  (4.01 Mb) Р.Э.Мукумов, гендиректор ОАО «Энергосервисная компания Тюменьэнерго», отметил, что контроль за соблюдением технико-энергетических норм должен осуществляться органом государственного строительного надзора на основе проектной документации, однако такой орган до сих пор не определен, а контроль не осуществляется. В остальных случаях проведение энергетического обследования является добровольным.

1.4. Подготовка технического отчета и энергетического паспорта здания

По результатам энергетического обследования исполнитель готовит технический отчет и при желании заказчика энергетический паспорт здания, организации или предприятия в зависимости от объекта проведения энергоаудита. Оформленный по данным энергетического обследования энергетический паспорт должен содержать:

  • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;
  • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;
  • класс энергетической эффективности объекта;
  • процент потери энергетических ресурсов;
  • потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
  • перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Кроме того, по согласованию с исполнителем, в технический отчет может быть включена разработка мероприятий, отличных от типовых, и плана их проведения с детальным обоснованием энергетического эффекта от реализации предлагаемых мер.

Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования» (см. Приложение 1) содержит более двух десятков форм для заполнения.

В.К.Сыркин (фотография)

В.К.Сыркин, генеральный директор ООО «Энергосбережение» (Хабаровск), так прокомментировал эти требования.

И.А.Башмаков (фотография)

Аналогичную позицию при обсуждении инициатив ЕБРР по устойчивой энергетике (28.11.2011) высказал Директор Центра по эффективному использованию энергии И.А.Башмаков. По его мнению, паспорта для предприятий типа Магнитогорского металлургического комбината, для зданий бюджетных организаций (тех же детских садов) должны быть разными. Энергоаудит — это средство, а не цель. А сейчас есть требования к «заполнению» энергопаспортов, но нет требований к «выполнению» предусмотренных ими мероприятий.

П.В.Свистунов (фотография)

П.В.Свистунов, Директор департамента энергоэффективности (Минэнерго РФ), к которому было обращено предложение Игоря Башмакова, мотивировал унификацию паспортов потребностями ГИС «Энергоэффективность», которая должна аккумулировать все паспорта и сделать их использование «элементом инвестирования».

1.5. Определение класса энергоэффективности здания

Одним из нормативных документом в области энергоэффективности зданий является Стандарт по теплозащите зданий СНиП 23-02-2003  (1003 Kb) (в настоящее время ведется разработка новой редакции). В соответствии с данным СНиПом класс энергоэффективности здания определяется исходя из величины отклонения фактических и нормативных значений показателей, отражающих удельный расход тепловой энергии на отопление здания в течение отопительного периода.

Классы энергоэффективности зданий

Класс энергетической эффективности при сдаче-приемке в эксплуатацию здания после строительства, реконструкции или капитального ремонта устанавливается органами государственного строительного надзора на основе результатов обязательного инструментального контроля нормируемых энергетических показателей дома. Присвоение классов D и Е на стадии проектирования зданий не допускается.

А.Л.Наумов (фотография)

Существует ряд концепций, предлагающих для определения класса энергоэффективности здания использовать более широкий класс показателей. Специалистами НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию, теплоснабжению и строительной теплофизике» (Вице-президент «АВОК» А.Л.Наумов) предложен подход к определению класса энергоэффективности здания (1.1 Mb), учитывающий общий годовой расход тепловой и электрической энергии.

Правительством Москвы было принято Постановление № 900-ПП от 5 октября 2010 г. «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественных зданий в городе Москве», согласно которому в качестве показателя энергоэффективности многоквартирных домов принимаются целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в городе Москве (31 Kb), отражающие расходы на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды: кондиционирование, освещение, эксплуатация инженерного оборудования (см. таблицу).

1.6. Маркировка как инструмент увеличения энергоэффективности зданий

Как показывает зарубежный опыт, разработка и внедрение показателей энергетической эффективности (маркировки) энергопотребляющего оборудования и конструкционных систем является важным инструментом в области энергосбережения, позволяющим получить максимальный эффект при минимальных затратах.

Маркировка энергоэффективности зданий.

Маркировка энергоэффективности может стать действенным инструментом по выработке стратегии энергосбережения в строительстве. Уже на стадии технического задания на проектирование могут быть заложены требования по энергоэффективности всего здания и отдельных его инженерных систем, оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих заданный уровень энергосбережения.

1.7. Энергоэффективность зданий — роль ограждений, материалов и инженерных систем

Опыт стран Европы показывает, что существенно повысить энергоэффективность строящихся и существующих зданий и получить высокую оценку по результатам энергетического аудита позволяет использование современных материалов, оборудования и технологий.

В число решений, способствующих теплосбережению, входят: эффективная теплоизоляция ограждающих конструкций здания (до 25% экономии тепловой энергии), установка стеклопакетов с низкоэмиссионным стеклом (до 30% снижение тепловых потерь по сравнению с обычными стеклопакетами), использование эффективной системы отопления (снижение 30% тепловых потерь, происходящих в теплотрассах). Источник: Статья «Энергетический аудит зданий»

Значительная экономия энергии достигается при эксплуатации современных инженерных систем. Вице-президент «АВОК» А.Л. Наумов в своей презентации «Подход к определению класса энергоэффективности здания» (1.1 Mb) продемонстрировал потенциал энергосбережения при использовании в зданиях наиболее эффективного инженерного оборудования.

Сравнительный уровень энергоемкости инженерных систем здания

Наиболее энергоемким инженерным оборудованием являются насосы, вентиляционные установки и холодильные машины.

Статья 9.16 Административного кодекса РФ

  • Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергоэффективности и оснащения приборами учета — штраф для юридических лиц от 500 до 600 тысяч рублей.
  • Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергоэффективности, — штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке предложений по энергосбережению — штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, требований о предоставлении предложений по оснащению приборами учета, — штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.
  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, — штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.
  • Несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования — штраф для юридических лиц от 50 до 250 тысяч рублей.
  • Несоблюдение требований о представлении копии энергетического паспорта — штраф для юридических лиц 10 тысяч рублей.
  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения, — штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, — штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, — штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

«В существующих нормативных документах энергоаудит — это заполнение энергетического паспорта установленной формы. Наличие отчета, выполнение замеров на объекте, проработка энергосберегающих мероприятий никак не регламентируются и не являются обязательным. Энергопаспорт для среднего бюджетного учреждения (без филиалов) требует обязательного заполнения порядка 1600‑1700 полей, подавляющее большинство которых численные. То есть нужно получить у заказчика информацию и вписать ее в нужную клеточку паспорта. Предположим, вся информация у заказчика имеется и на поиск и преобразование информации для одного поля требуется всего 10 мин. В этом случае для заполнения энергетического паспорта одного учреждения необходимо 30‑40 рабочих дней. В чем же ценность данного объемистого документа? Как можно проверить правильность сведений, занесенных в энергопаспорт?

Проверить энергопаспорт абсолютно невозможно, поскольку его основное содержание — это первичная информация заказчика. Для типовых бюджетных учреждений смысл энергетического паспорта сводится к определению расхода энергоресурсов на условную единицу (на одного ученика, одного больного и т. д.). Эти величины абсолютно несопоставимы для разных учреждений. Формат энергопаспорта рассчитан на предприятия масштаба «Уралмаша» и АвтоВАЗа, а применяется к детским садикам».

Источник: Мнения экспертов на тему, как повысить эффективность энергоаудита, опубликованные в журнале «Энергосбережение» , №6

Классы энергоэффективности зданий
КлассВеличина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии от нормативного, %Мероприятия, рекомендуемые органам администраций субъектов РФ
Очень высокийА+ ниже 60 Экономическое стимулирование
Аот 45 до 59,9
ВысокийB++от 35 до 44,9 Экономическое стимулирование в зависимости от года строительства
B+от 25 до 34,9
Bот 10 до 24,9
НормальныйCот +5 до 9,9-
ПониженныйDот +5,1 до +50Желательна модернизация здания после 2020 года
НизкийEболее +50Необходимо немедленное утепление здания

Источник: Статья В.И.Ливчака «Энергетический паспорт проекта здания – инструмент повышения его энергоэффективности».

ПоказательДействующий норматив*1 в 2009 году Нормируемое значение, устанавливаемое с
01.10.201001.01.201601.01.2020
Жилые здания высотой более 11 этажей
Общее удельное потребление энергии зданием*2, кВт.ч/м2 в год, в том числе:215160 (25)*3130 (40)*386 (60)*3
- на отопление и вентиляцию;95715740
- горячее водоснабжение (оценочно);10075
- освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование*4 (оценочно)*52014
Социальные и общественно-деловые здания выше 3-х этажей и с односменным режимом работы
Общее удельное потребление энергии зданием*2, кВт.ч/м2 в год, в том числе:187140 (25)*3112 (40)*375 (60)*3
— на отопление и вентиляцию;120907248
— горячее водоснабжение (оценочно);1210
— освещение, кондиционирование (охлаждение), лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование*4 (оценочно)*55540
*1 — Для нового строительства, капремонта и реконструкции.
*2 — На отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах.
*3 — Снижение показателя по отношению к нормативному потреблению на 01.07.2010 года, %.
*4 — С учетом пониженного ночного тарифа и приведения электрической энергии по затратам на выработку и компенсации выбросов оксидов углерода к тепловой.
*5 — Возможны отклонения величин отдельных составляющих, но без превышения суммарного энергопотребления.

Источник: Статья В.И.Ливчака «Энергетический паспорт проекта здания – инструмент повышения его энергоэффективности».

Маркировка энергоэффективности зданий