Цифры и факты

Нормативно-методические документы в области энергосбережения и энергоэффективности зданий в настоящее время безнадежно устарели или вообще отсутствуют. Указы Президента, федеральные законы и принятые в их развитие нормативные акты в сфере повышения энергоэффективности предусматривают разработку или корректировку нормативной базы. Актуализация СНиПов и сводов правил, которые были ориентированы на строительную индустрию 1980-х годов, может только частично решить эту задачу. В Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрена возможность использования зарубежных нормативных документов в области энергосбережения. Необходимо создание системы нормативных документов объединенных общей концепцией и нацеленной на выполнение указа, закона и постановлений, учитывающей мировые достижения в этой области.

В 2011 году были приняты и опубликованы приказы Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (от 08 апреля 2011 г. № 161) и «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (от 17 мая 2011 г. № 224).

В Москве действующий норматив для жилых зданий высотой более 11 этажей общего удельного потребление энергии зданием составляет 215 кВт•ч/м2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 95, на горячее водоснабжение 100, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 20 кВт•ч/м2 в год. Для социальных и общественно-деловых зданий выше 3-х этажей и с односменным режимом работы общая норма составляет 187, кВт•ч/м2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 120, на горячее водоснабжение 12, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 55 кВт•ч/м2 в год.

По опыту стран Европы теплоизоляция ограждающих конструкций дает до 25% экономии тепловой энергии, стеклопакеты с низкоэмиссионным стеклом теряют на 30% меньше тепла, чем обычные, эффективные системы отопления устраняют до 30% тепловых потерь, происходящих в теплотрассах. Наиболее энергоемким инженерным оборудованием являются насосы, вентиляционные установки и холодильные машины.

До принятия ФЗ 261 «Об энергосбережении…» фирм энергоаудиторов было не много: номинально — около 300; фактически (которые реально делали энергоаудит и имели квалифицированный и опытный персонал) — не более 100. Рынком у них были примерно 400 тысяч предприятий и организаций с энергопотреблением более 6 тыс. т.у.т. — т.е. более или менее серьёзные для энергоаудита предприятия.

Всплеск рынка энергоаудита вызвал взрывной рост количества энергоаудиторских контор. Для запуска процессов самоорганизации было предусмотрено формирование системы саморегулируемых организаций (СРО). На 27 октября 2011 года в реестре числилось 120 СРО, правда в последнее время рост замедлился, за месяц в реестр добавляется «всего» 5-10 СРО.

Член СРО — юрлицо должно иметь не менее 4 энергоаудиторов, ИП не менее одного. В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц — специалистов по энергетическим обследованиям.

Энергопаспорт для среднего бюджетного учреждения (без филиалов) требует обязательного заполнения порядка 1600‑1700 полей, подавляющее большинство которых численные. Проверить энергопаспорт абсолютно невозможно, поскольку его основное содержание — это первичная информация заказчика.

Из опыта оснащения энергоаудиторских лабораторий можно рекомендовать приобретение в начале наиболее необходимых приборов (ориентировочно на 20-25 тыс. долларов) и лишь потом дополняя комплект необходимыми датчиками. Крупные фирмы могут позволить себе приобретение мобильных комплексов типа энергоавтобуса с центральным ИВК стоимостью 250-300 тысяч долларов.

Как правило, стоимость энергоаудита находится на уровне 2-3% от годового потребления предприятия или организации. Зная число используемых энергоносителей и годовые затраты на энергоресурсы, стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного ожидаемого экономического эффекта. Чем больше на предприятии технологического топливо- и теплопотребляющего оборудования, тем выше процент снижения энергозатрат.

Типичной ценой, которая часто встречается можно считать цены в диапазоне 150-300 тыс. руб., которые, по-видимому, отражают стоимость энергоаудита для типовых бюджетных организаций. По северо-западному округу «средняя» цена энергетического обследования, по результатам которого заказчику представляется прошедший экспертизу энергетический паспорт с присвоенным ему реестровым номером, плюс отчет (пояснительная записка к энергетическому паспорту), плюс программа энергосбережения учреждения, составляет 60-100 тыс. руб. На рынке энергоаудита постоянно фиксируется демпинговое предложение цены. Предложенная энергоаудитором минимальная цена может составлять 20-25% от заявленной заказчиком. В Архангельской области есть пример, когда удельная стоимость энергообследования на одно здание в бюджетном учреждении составила 8,4 тыс. рублей,

Экономическая эффективность обследования составляет величину порядка 2‑4 руб. на 1 руб. вложений, а энергетическая эффективность, соответственно, 3‑15% от потребляемых энергоресурсов.

В 2011 году доля тендеров на услуги энергетического обследования в общем числе размещенных госзаказов в сфере энергоэффективности последовательно сокращалась (с 86% в июле, до 41% в сентябре-октябре и 33% в ноябре). В начальный период кампании энергообследований паспорт, как элемент заказа, фигурировал лишь в 30% тендеров на энергоаудит. К сентябрю доля госзаказов, прямо требующих разработки паспорта повысилась до 46%, а в ноябре этот показатель составил уже 51%. Снижение доли заказов на энергообследования «вообще» (без паспорта) отражает снижение неопределенности формулировок госзаказа, которые все более определенно требуют разработки паспортов.