Резюме обзора

В обзоре приведена первая версия систематизации информации о способах энергосбережения и вариантах экономии для потребителей энергии. По мере поступления дополнений и конкретных примеров от участников Тематического сообщества классификация действий по конечному энергосбережению будет уточняться. Сейчас информация распределена по трем субъектам (регулирующие органы, энергоснабжающие организации и конечные потребители) и по 6 стадиям (мотивация, сбор и анализ информации, финансирование, организационные и технологические меры, оценка эффекта, пропаганда). Для каждой стадии и субъекта подобраны соответствующие материалы по энергосберегающим мерам или способам экономии, которые доступны по гиперссылкам. Такой подход позволяет пользователям портала эффективно находить нужную им информацию и одновременно получать обзорное представление о способах энергосбережения.

Большая часть собранных и предоставленных участниками Сообщества материалов относится к энергосбережению конечных потребителей (домохозяйств и бюджетных организаций) и ориентирована на самостоятельное сокращение ими доли расходов на энергию и топливо в своих бюджетах. В обзоре более подробно рассмотрены меры следующих типов:

  • организационная оптимизация конечного энергопотребления (в т.ч. ручное или автоматическое отключение неиспользуемых приборов и освещения);
  • переход к приборному учету энергопотребления;
  • замена светотехнических и бытовых электроприборов более энергоэффективными;
  • замена уличной подсветки надписей использованием люминофорных красок;
  • повышение КПД систем отопления;
  • сокращение потерь тепла и энергии через ограждающие конструкции (окна, стены).

Неясность вопросов окупаемости затрат ведет к ограниченному использованию домохозяйствами и бюджетной сферой мер, требующих материальных вложений. До начала масштабного субсидирования региональных программ энергосбережения в бюджетных организациях экономия ограничивалась установкой приборов учета и заменой ламп накаливания. Исключительно редко проводились более затратные мероприятия, типа энергоаудита, использования высокотехнологичной изоляции труб, химической промывки трубопроводов систем отопления.

Отдельно и более подробно надо рассматривать меры по энергосбережению у производителей (поставщиков) тепловой и электрической энергии, а также возможности регуляторов (органов федеральной и региональной власти, муниципального управления) влиять на экономию энергии. Поставщики энергии и регуляторы способны обеспечить значительное энергосбережение мерами планирования (федеральные и региональные программы), формирования правовых режимов возвратности инвестиций в энергосбережение и другими средствами мотивации к энергосбережению.

Для отношений энергоснабжающих организаций и регуляторов специфична вся система мер, связанная с утверждением тарифов, сборами и перерасчетами (в т.ч. возвратами) платежей. Без модификации этих отношений тепло‑энергоснабжение реально сохранит присущие ему свойства налога, а не услуги. Сколько бы ни уменьшали «договорную нагрузку» отдельные потребители, сколько бы они ни ставили счетчики, поставщики энергии за ширмой обеспечения безопасности будут выдавать столько тепла и энергии, сколько могут, отстаивая при этом максимально высокий тариф. Для компенсации своих затрат (в т.ч. неэффективных) они будут, в лучшем случае, собирать недополученный доход с остальных потребителей (не имеющих счетчиков) или через оплату никем не измеряемых технологических потерь.

Именно эти виды деятельности пока в меньшей степени представлены настоящем обзоре и требуют дополнения примерами и материалами от участников Тематического сообщества. Ваше участие поможет наполнить обзор и проиллюстрировать его конкретными примерами экономии на конечном энергопотреблении. Присылайте Ваши дополнения в виде файлов, гиперссылок и электронных писем модераторам.