Обзор 3. Стадия «сбор и анализ информации о потенциале экономии за счет энергосбережения»

Принятие решений о выборе способа энергосбережения и мер по экономии на платежах за энергию и топливо должно основаться на анализе информации о потреблении, платежах и тарифах. Не меньшую роль играет доступность, полнота и адекватность информации о способах энергосбережения.

Для крупных потребителей энергии, особенно для промышленных предприятий, первоочередной мерой выступает энергоаудит, часто с привлечением сторонней специализированной на этом фирмы. После подробного учета текущего уровня и структуры потребления энергии оценивается потенциал сбережения, и разрабатываются меры для его реализации.

Для малых потребителей и, особенно, домохозяйств услуги энергоаудита дороги. Поэтому анализ энергопотребления и определения потенциала сбережения должен проводиться самостоятельно, основываясь на рекомендациях специалистов. Именно на преодоление этого барьера направлена пропаганда и просвещение в сфере энергоэффективности. Также здесь крайне полезным может быть использование чужого успешного опыта. Мы призываем участников Сообщества сообщать о подобном опыте и делиться успешными примерами полученной экономии.

В приведенной ниже таблице, помимо уже имеющихся в обзоре материалов, будут размещаться примеры и дополнения, полученные от участников Тематического сообщества и пользователей портала. Если Вы хотите дополнить обзор описаниями своего или известного Вам полезного опыта, Вы можете сделать это, отправив электронное письмо (в т.ч. с присоединенными файлами) модератору.

СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕНЦИАЛЕ ЭКОНОМИИ ЗА СЧЕТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Федеральные и региональные органы:Энергоснабжающие предприятия и ЖКХ:Конечные потребители, в т.ч. домохозяйства:
  • федеральный и региональные ТЭБы;
  • проверка оснований повышения тарифов;
  • ...
  • энергоаудит;
  • обоснование тарифа;
  • ...
  • проверка тарифа и начисления платежей;
  • изучение опыта (СМИ, Интернет, знакомые…);
  • ...
Примеры из опыта участников Сообщества:
  • Потенциал экономии в Москве (и других крупных городах)
  • Ценообразование на услуги энергоаудита
  • Источники информации для бизнеса и муниципалитетов
  • Недоверие к проведению энергетического обследования
  • При расчете по нормативам потребители существенно переплачивают поставщикам
  • Технологическая платформа «Малая распределенная энергетика» в СФО
  • Перевод котельных на топливо из шлама
  • Источники информации для населения
  • Энергоаудит в бюджетной сфере
  • Сравнение нормативов и реальной потребности в тепле
  • Разобраться в системе тарификации и начисления платежей
  • Оценка и анализ платежей и объемов потребляемой энергии
  • Расчет коммунальных платежей по общедомовым счетчикам обесценивает установку индивидуальных приборов учета

Городское хозяйство Москвы потребляет около 90 млн.Гкал тепловой энергии и 32 млрд.кВт.ч электроэнергии. Самым крупным потребителем тепловой и электрической энергии является население — 48%, промышленность и строительный комплекс потребляют 18%, вся бюджетная сфера — 15%, торговля и сфера услуг — 10%, предприятия ЖКХ — 5%, транспорт — 4%, прочие потребители — 1%. Потенциал энергосбережения в различных сферах потребления составляет от 15 до 25% по разным видам энергоресурсов.

Доля населения в потреблении тепловой энергии составляет 60%, а по электроэнергии — 27% (см. рис).

В конечном потреблении энергии и топлива сосредоточено около трети потенциала энергосбережения (оценка для крупных городов. Источник: Е.Г.Гашо, Ю.Ф.Тихоненко, «ВНИПИэнергопром». Развенчивая мифы: энергосбережение (353 Kb).

Структура экономии энергоресурсов в городском хозяйстве

Ю.Ф.Тихоненко, Е.Г.Гашо, Р.И.Озеров. «Целевая программа энергосбережения — ключевой элемент энергетической стратегии города Москвы» // ИНП РАН: Материалы 93 заседания семинара «Экономические проблемы энергетического сектора». Целевая программа энергосбережения — ключевой элемент энергетической стратегии города Москвы (2.01 Mb)

Сватков Евгений Михайлович высказал свою заинтересованность в информации по ценообразованию на услуги энергоаудита и энергообследований для бюджетной сферы.

Основными источниками информации об энергосбережении и энергоэффективности для субъектов бизнеса и представителей местных властей являются статьи в федеральной прессе, Интернет‑сайты, нормативные акты, конференции и выставки. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе региональных СМИ в области освещения вопросов энергосбережения и энергоэффективности.

Менеджмент предприятий объясняет это тем, что в настоящее время отсутствуют профессиональные кадры и не отработана система контроля качества выполнения данного вида работ, процедура проводится лишь «для галочки».

Основными источниками информации об энергосбережении и энергоэффективности являются федеральные телепередачи. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе региональных СМИ в области освещения вопросов энергосбережения и энергоэффективности.

В бюджетной сфере не более четверти респондентов реализовали или реализуют на сегодняшний день такие энергосберегающие мероприятия как проведение энергоаудита.

В Электронном журнале энергосервисной компании «Экологические системы», № 7, июль 2002 г. представлены некоторые результаты натурных измерений энергопотребления в 4 зданиях в Рязани и по 6 в зданиях в Петрозаводске, Волхове, Череповце, Владимире и Оренбурге. Выбранные здания покрывают основной спектр типовых российских зданий как по их конструкции (проектные серии, этажность, строительные материалы), так и по инженерным системам (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение и т.п.).

Результаты, представленные для зданий в Череповце и Петрозаводске, свидетельствуют о том, что средняя температура в квартирах заметно превышает санитарную норму, несмотря на значительное снижение параметров теплоносителя по сравнению с проектным графиком. Это говорит о том, что теплотехнические характеристики этих зданий находятся на уровне, превышающем проектные значения. А, следовательно, и договор между тепловой компанией и потребителем, и плата за отопление могут быть без опасений скорректированы так, чтобы соответствовать не проектному графику, а реальному пониженному графику. Аналогичный вывод о необходимости корректировки договора между газовой компанией и потребителем на поставку и оплату газа можно сделать для Оренбурга.

Источник — книгу «ЖКХ России» С.Л.Байдакова, Е.Г.Гашо и С.М.Анохина — можно найти на сайте ЭнергоЭксперт.

Не всегда возможно разобраться в системе тарификации и начисления платежей за коммунальные услуги самостоятельно. Поэтому если после первоначального анализа доступных данных (например, квитанций по оплате ЖКУ) и сравнения с другими потребителями, информацией в Интернете, средними или нормативными показателями остается впечатление о недобросовестном начислении платежей — это причина обращаться к профессионалам. Источник: Семикашев В.В.

Уникумы, способные подковать коммунальную «блоху», есть и в Минводах. Здешнего Левшу зовут Геннадий Емельянов. Он бывший военный, ныне пенсионер, человек вдумчивый, с чувством собственного достоинства. Материал из газеты «Открытая. Для всех и каждого». Номер 7 (448) от 23 февраля — 2 марта 2011 г..

— Геннадий Федорович, не от хорошей жизни ведь штурман авиации погрузился в изучение коммунальных проблем? Наверняка пришлось изучить массу документов, регламентирующих работу ЖКХ. И какой сделали вывод?

— Плачевный. Монополисты‑коммунальщики работают по своим собственным правилам, полностью игнорируя требования действующего законодательства. Населению выставляются счета на оплату, значительно превышающую стоимость фактически предоставленных услуг.

— Корректировку — разницу между предоставленной и потребляемой услугой — впаривают всем жильцам в зависимости от квадратных метров и мифических потерь коммунальщиков, а не от наличия счетчиков и качества услуг.

— В Минводах корректировки с 2006 года не делались ни разу. Ни по оплате за воду, ни за отопление. Ведь в принципах работы теплосетей ничего не менялось почти десять лет, они работают по одним им известным законам и правилам. Вот, например, публикует «Теплосеть» свою публичную оферту (устное или письменное предложение о заключении гражданско‑правового договора — Авт.). Корректировка стоимости тепловой энергии в ней в полном объеме не учтена. Теплосети не захотели производить корректировку, если в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета, а закон это делать обязывает.

Таким образом, по моим подсчетам, жители Минвод только за отопление в 2010 году переплатили более 40 миллионов рублей. Раз в год «Теплосеть» проводит профилактические работы с отключением на две недели горячей воды. В этом случае закон обязывает производить перерасчет ее стоимости гражданам, оплачивающим горячую воду по нормативам. То есть жильцы оплачивают горячую воду по выставленному счету за месяц, а получают воду только 15 дней. И снова перерасчет «Теплосеть» не производит.

В итоге стоимость тепловой энергии в Минводах на отопление и горячее водоснабжение самая высокая в Ставропольском крае и выше, чем в северных городах, таких как Пермь, Тюмень, Пенза, Питер.

— Общеизвестно, что владельцы собственных домов платят за отопление меньше, чем жители многоэтажек. При этом в многоэтажных домах живут те, кто не смог купить или построить себе собственный дом, а именно бюджетники, малоимущие, бывшие очередники — инвалиды, многодетные. В общем, социально незащищенные слои населения.

— Вы правы. Сегодня «Теплосеть» в Минводах пользуется единым усредненным нормативом потребления тепловой энергии на отопление, утвержденным городской думой в феврале 2006 года. При том, что он полностью противоречит вступившим в силу с 1 июня 2006 года общероссийским «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Закон требует дифференцировать норматив, установить свой для каждой группы домов одинаковой степени благоустройства. Специалистам хорошо известно, что на отопление 1 кв. м в одноэтажном доме требуется тепла вдвое больше, чем на отопление того же 1 кв. м в доме многоэтажном.

Но минводские чиновники решили жителей одно‑ и двух‑этажек не «обижать», и по усредненному нормативу каждая семья, проживающая в таких домах, недоплачивает в год 5‑7 тысяч рублей за фактически полученную тепловую энергию. Зато каждая семья из многоэтажек переплачивает эту же сумму за тепловую энергию, которую не получает.

Об этом прекрасно известно председателю краевого комитета по ЖКХ Александру Скорнякову. Он обещал с начала нынешнего года это нарушение устранить, но обманул. Мы вместе с другими минераловодскими активистами обратились с заявлением в Следственный комитет РФ, надеясь, что нас услышат и восстановят в городе справедливость.

— В чем же, на ваш взгляд, причина такой коммунальной вакханалии? И что делать простым людям?

— Сопоставляя сегодняшнюю действительность коммунальной реформы с ее законодательной базой, мне кажется, что речь — про два разных государства. И в этом прямая вина федеральных органов власти, которые совершенно не контролируют исполнение принятых ими законов.

Мы с товарищами, а это десятки грамотных и надежных людей, отстаиваем не только свои интересы, но и всех жителей города. Большинство из них — пенсионеры и люди малообеспеченные. Получив мизерную зарплату или пенсию, они иной раз отказывают себе в хлебе, только бы оплатить «коммуналку».

Я давно понял, что у нас нет иного выхода, кроме как знать свои права и обязанности, быть готовыми защитить себя и своих близких от произвола чиновников‑монополистов. Но нужны и активные действия по установлению законности в сфере ЖКХ. А на власть уповать не приходится.

Утверждение необоснованных нормативов энергопотребления. Полученные данные в целом по большинству регионов России заставляют усомниться в разумности утверждаемых органами власти нормативов потребления тепла, воды, газа, которое лежат сейчас в основе системы платежей за коммунальные услуги. С большой вероятностью можно утверждать, что при расчете по таким нормативам и население, и городской бюджет существенно переплачивают поставщикам, поскольку обеспечить нормальные условия проживания можно при существенно меньших затратах ресурсов.

Источник — книгу «ЖКХ России» С.Л.Байдакова, Е.Г.Гашо и С.М.Анохина — можно найти на сайте ЭнергоЭксперт.

Одними из самых распространенных вопросов на форуме ТСЖ.ру являются вопросы о начислении платежей за коммунальные услуги, в частности за электричество и ГВС при расхождении показателей индивидуальных учетов потребления и общедомовых счетчиков, а также о распределении платежей, начисляемых по нормативам при отсутствии общедомовых счетчиков, по конечным потребителям при том, что у части установлены индивидуальные приборы учета, а у части нет. Введение с ноября 2011 года новых правил оплаты услуг ЖКХ в значительной степени обесценивает потенциальную выгоду от установки индивидуальных приборов учета, т.к. при наличии общедомового счетчика между потребителями распределяется разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета, а при его отсутствии оплата всему дому в любом случае начисляется по нормативам.

Сибирская энергетическая ассоциация активно работает над формированием технологической платформы «Малая распределенная энергетика» в Сибирском федеральном округе. В обсуждении принимают участие различные заинтересованные стороны: представители власти, производители оборудования, представители сетевых компаний. В процессе заинтересованного диалога разрабатываются реальные схемы продвижения малой энергетики на энергетический рынок Сибири.

Проект реконструкции и перевода на водоугольное топливо из шлама котельной пгт. Линёво, представленный на семинаре‑конференции «Формирование технологической платформы «Малая распределенная энергетика» в СФО» А.В.Лукониным, заместителем директора ООО «Группа Антрограф».

Как было показано в ряде примеров, проверять следует даже сам принцип расчета тарифов и начисления платежей. Не всегда возможно разобраться в системе тарификации и начисления платежей за коммунальные услуги самостоятельно. Поэтому если после первоначального анализа доступных данных (например, квитанций по оплате ЖКУ) и сравнения с другими потребителями, информацией в Интернете, средними или нормативными показателями остается впечатление о недобросовестном начислении платежей — это причина обращаться к профессионалам.

Переход к приборному учету позволяет избегать часто завышенных нормативных платежей, лучше анализировать текущее потребление энергии и находить возможный потенциал энергосбережения.

Знания о характеристиках жилищ и зданий (их инженерных системах), энергооборудования, электроприборов, о правильном использовании их режимов эксплуатации, критериях выбора более экономичных для конкретного потребителя приборов позволяют систематически и в долгосрочном плане использовать целый ряд мер энергосбережения и снижать платежи за энергию. Подробно такие меры рассмотрены в соответствующем разделе.