Обзор 3. Особенности энергопотребления в добывающих регионах

Потребление энергии в добывающих регионах

 

2000 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Потреблено всех видов энергии тыс.тут

241549.8

271566.0

277811.5

260460.2

Произведено электроэнергии, млн.кВт • ч

201500.0

241801.6

236166.1

234006.3

Потреблено электроэнергии млн. кВт*ч

190978.8

250516.0

249117.2

236593.4

Потребление автомобильного топлива тыс. тут

14862.7

17369.1

17640.6

16913.7

В целом по группе добывающих регионов рост энергопотребления опережал общий рост энергопотребления в стране. К 2008 году прирост энергопотребления в добывающих регионах составил 15% к уровню 2000 года, тогда как в целом по России прирост составил лишь 9%. Интенсивнее среднего по добывающим регионам был рост в нефтяных регионах. Максимальных значений (при небольших валовых объемах) он достигал в Ненецком округе, где начало активной фазы освоения нефтяных месторождений потребовало кратного (в 4 раза) увеличения энергопотребления к 2008 году. В Югре потребление энергии выросло в полтора раза. Не было значительного роста в газодобывающих регионах (в ЯНАО незначительный рост, а в Оренбургской области происходило последовательное снижение энергопотребления), а также в регионах, специализированных на добыче рудного и угольного сырья (Якутия, регионы Дальнего Востока и Кемеровская область). Падение энергопотребления в двух регионах Черноземья и Оренбургской области в большей степени было связано именно с добывающим сектором, а не с развитым в этих регионах сельским хозяйством и другими отраслями. Так Курская область, входящая, помимо добывающей группы, в группу аграрных регионов и там имеет самое значительное снижение энергопотребления. При этом среди добывающих регионов самое глубокое снижение производственной активности наблюдалось в Магаданской области, причем основной спад здесь произошел еще до 2007 года.

В большинстве регионов общее потребление топлива и энергии меняется синхронно с потреблением электроэнергии. Это четко просматривается и по «лидерам» - по Ненецкому округу и Югре, и по другим регионам, где отмечен небольшой рост энергопотребления. Регионы, где произошло снижение общего потребления энергии, по потреблению электроэнергии разделились: в Республике Саха, Магаданской и Курской областях оба показателя снижались, а в остальных на фоне снижения общего энергопотребления происходил рост потребления электроэнергии. Этот процесс является частью общей модернизации технологий использования энергии, в ходе которой топливо замещается электричеством.

При сравнении доли моторного топлива и электроэнергии в общем энергопотреблении видно, что добывающие регионы меньше используют электроэнергию, что характерно для более низкого технологического уровня экономики. Однако темп замены электроэнергией других форм энергоснабжения в добывающих регионах существенно опережал общероссийский.

Доля электричества в энергопотреблении добывающих регионов с 2000 по 2007 год выросла в 1,16 раза, тогда как по России лишь в 1,07 раз. Это отражает более высокие темпы модернизации оборудования в добывающих регионах относительно среднероссийских. Справедливости ради надо отметить, что кризис 2008-2009 гг. по модернизации в добывающих регионах ударил сильнее, чем в целом по экономике России.

Этот же процесс проявляется и в динамике доли автомобильного топлива в общем энергопотреблении. Высокие значения этого показателя при прочих равных условиях характерны для регионов с более низким технологическим уровнем. Однако северное положение и развитие дорожной инфраструктуры маскируют эту закономерность, и она отчетливо проявляется лишь при сравнении динамики доли моторного топлива в общем энергопотреблении относительно уровня этого показателя в 2000 году.

На графике видно, что в добывающих регионах роль низкотехнологичной деятельности с использованием автотранспорта повышалась существенно медленнее, чем на остальной части страны. Характерно, что с началом кризиса на большей части России значение работы автотранспорта резко усилилось, а в добывающих регионах, наоборот даже несколько снизилось.

В целом по соотношениям и динамике роли электроэнергии и моторного топлива можно заключить, что при более низкой технологичности, относительно среднероссийского уровня, экономика добывающих регионов значимо опережала остальные по темпам модернизации оборудования.

Из добывающих регионов Республика Карелия имеет самый высокий уровень доли электроэнергии в общем энергопотреблении (более 30%), что можно интерпретировать как индикатор высокой достигнутой технологичности. Больше, чем в среднем по стране, составляет доля электроэнергии в Удмуртии, Курской, Белгородской, Магаданской, Томской областях. Примерно соответствует среднему значению доля в Татарстане, Якутии, Югре, Оренбургской области. В остальных регионах доля электроэнергии в общем потреблении ниже, чем в среднем по стране (Коми, Ненецкий АО, ЯНАО, Пермский край, Сахалинская и Кемеровская области).

В ХМАО рост потребления всех видов топлива значительно опережает рост потребления автомобильного, при этом его доля, и так небольшая, даже снизилась. Другая ситуация в ЯНАО – здесь, наоборот, при фактической стабильности потребления всех видов топлива, потребление автомобильного выросло в два раза по отношению к 2000 г., а его доля в энергопотреблении возросла с 1,4 до 2,7%. Очевидно, что эти тенденции связаны с ходом освоения территории. И если ХМАО несколько опережает ЯНАО по степени развитости транспортной инфраструктуры, то ЯНАО в последние годы резко увеличил темпы строительства, в первую очередь дорог, что и привело к росту потребления автомобильного топлива.

Иначе обстоят дела в староосвоенных регионах страны - в Татарстане, Белгородской и Томской областях. Здесь низкие темпы роста (в Белгородской области – даже снижения) потребления энергоресурсов сопровождается резким падением роли низкотехнологичной работы автомобильного транспорта. Эти соотношения свидетельствуют об эффективной модернизации энергетического хозяйства указанных регионов. А вот в Карелии, Якутии, Магаданской, Сахалинской, Курской, Кемеровской и Оренбургской областях, где повышается доля автомобильного топлива в энергопотреблении, скорее можно говорить о пробуксовке технологической модернизации в энергетическом хозяйстве. Это отражает и общая тенденция по стране.