Резюме обзора

Энергосервисный контракт становится одним из основных механизмов финансирования проектов в сфере повышения энергоэффективности. Практика подготовки и реализации энергосервисных контрактов в России вызывает наибольший интерес участников нашего Сообщества.

В обзоре рассматриваются реализованные энергосервисные проекты в России, возможности привлечения банковского финансирования, а также существующие проблемы в этой сфере.

Успешный энергосервисный контракт объединять две компетенции: техническую - обеспечить экономию энергоресурсов и инвестиционную - привлечь инвестиции, обеспечить возвратность вложений, управлять рисками проектами. Если ЭСКО высокопрофессиональная, то не будет проблем с "плохими банками", "плохими законами" или "плохими клиентами". Однако, среди руководителей имеет место непонимание сути ЭСК и неумение рассчитать его экономический эффект. Как следствие, формируется в целом негативное мнение с последующей позицией предпочтительности отказа от ЭСК из-за возможных сложностей при финансовых проверках бюджетных учреждений.

Всего за 2012-2013 гг. было объявлено 26 конкурсов на заключение энергосервисных контрактов в сфере наружного освещения, суммарная начальная цена которых составила 1 612 млн. руб. Более половины объявленных конкурсов не состоялись или были отменены.

В 2012-2013 гг. было проведено 53 тендера, суммарной начальной ценой 4,4 млрд. руб. В отличие от энергосервиса наружного освещения, в зданиях упор делается на сбережение не электрической, а тепловой энергии. Всего состоялось только 12 конкурсов.

Практика показывает, что только там, где местные администрации и руководители предприятий не имеют никаких дополнительных бюджетных или целевых средств на реализацию мер по энергосбережению, возникает реальный и устойчивый интерес к заключению энергосервисных контрактов и их реализации.

Проблемы в сфере энергосервсиных контрактов.

  • Факт получения экономии определяется путем ежемесячного сравнения расхода энергоресурса в текущем и базовом году с учетом поправок в случае изменения состава потребителей. Часто данные об энергопотреблении в базовом году в явном виде отсутствуют и восстанавливаются по платежным ведомостям на основе выкопировок из бухгалтерий и ставки тарифа на соответствующий энергоресурс в базовом году. Полученные таким образом сведения расцениваются банком как малодостоверные.
  • Для монтажа нового оборудования необходимо изменение проекта здания, что, помимо дополнительных затрат, требует дополнительных сроков на разработку и согласование изменений в соответствующих разделах проектов инженерных систем здания. Увеличение сроков реализации снижает для банка инвестиционную привлекательность проекта в целом.
  • Штучная практика ЭСК показывает задержки по ежемесячному перечислению средств от бюджетных учреждений, что является предметом пессимизма руководителей ЭСКО.
  • Право доступа к приборам коммерческого учета формально имеется только у собственника прибора и эксплуатирующей его энергоснабжающей компании. ЭСКО юридически не имеет права пользоваться данными приборов учета. А в случае установки рядом дополнительных приборов учета показания последних могут не приниматься заказчиком в расчет в силу их юридической нелегитимности.
  • Отсутствие общепринятой методологии определения энергетического эффекта энергосберегающих мероприятий, а также риски значительного повышения тарифов создают сложности в обосновании экономической эффективности проекта, создавая риски невозврата средств.
  • Отсутствие рынка высвобожденной мощности по результатам энергосберегающих мероприятий.