Проблемы и препятствия для развития энергосервиса в России

Со стороны заказчиков

  1. Среди руководителей имеет место непонимание сути ЭСК и неумение рассчитать его экономический эффект. Как следствие, формируется в целом негативное мнение с последующей позицией предпочтительности отказа от ЭСК из-за возможных сложностей при финансовых проверках бюджетных учреждений.
  2. В условиях отсутствия мотивации и финансовых средств множество бюджетных учреждений всерьез не отнеслись к проведению энергоаудита и предпочли заплатить за формальный энергетический паспорт, который не может выступать основой для реализации энергосберегающих мероприятий. В таких условиях энергосервисным компаниям приходится перепроверять базовую информацию и даже повторно ее собирать.
  3. В рамках положений закона № 261-ФЗ нет никаких существенных материальных стимулов для руководителей предприятий и организаций по заключению ЭСК. Значительно больше стимулов присутствует в объявленных государственных программах энергосбережения, на исполнение которых выделяются огромные бюджетные средства. Например, на реализацию программы энергосбережения Москвы на период с 2012 по 2016 годы планируется истратить 4 млрд. руб. из государственного бюджета. Наличие этих средств в бюджете Москвы может негативно повлиять на развитие энергосервисной деятельности, т.к. нацеливает именно на их «освоение». Практика показывает, что только там, где местные администрации и руководители предприятий не имеют никаких дополнительных бюджетных или целевых средств на реализацию мер по энергосбережению, возникает реальный и устойчивый интерес к заключению энергосервисных контрактов и их реализации.
  4. Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.12.2010 № 1088-ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы», п. 3, таковые средства можно «направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда». Таким образом, директор бюджетного учреждения стимулирован выполнять максимум энергосберегающих мероприятий силами коллектива с целью повышения размера стимулирующих выплат.
    С другой стороны, ЭСКО, приходя в учреждение, готова реализовывать высокотехнологичные мероприятия, недоступные для учреждения без вмешательства извне.
    По условиям ЭСК 85% сэкономленных средств перечисляются в пользу ЭСКО и 15% – в пользу учреждения на стимулирующие выплаты персоналу. Перечисленный объем средств в размере 15% практически всегда оказывается меньше полного объема средств, получаемых от экономии энергоресурсов силами сотрудников учреждения. Таким образом, директору бюджетного учреждения оказывается экономически невыгодно прибегать к услугам ЭСКО.

Со стороны банков

  1. Нежелание банков участвовать в энергосберегающих проектах в связи с серьезными финансовыми рисками. Ключевыми становятся те требования, которые выдвигает банк, предоставляя кредит:

    • ТЭО, проектно-сметная документация и четкий график платежей;
    • безубыточная деятельность заемщика в последние 2-3 года;
    • банки в основном ориентируются на короткие сроки кредитования 1-3 года, в редких случаях до 5 лет;
    • некоторые структуры готовы кредитовать только конечного получателя инвестиций (организацию, в интересах которой проводится энергосбережение).
  2. Банкам приходится выделять деньги только под обещание получения эффекта в будущем. При этом в банках отсутствуют технические эксперты, которые могли бы проверить расчет ЭСКО и подтвердить возможность экономии энергоресурсов.
  3. Для администрирования деятельности ЭСКО по значительному количеству контрактов банку необходимо идти на дополнительные затраты путем формирования ранее не существовавшего отдела, персонал которого контролирует финансовую сторону каждого ЭСК. Затраты банка, разумеется, ложатся на ЭСКО через более высокую ставку займа, что снижает его привлекательность.
  4. В настоящее время даже крупные банки предпочитают работать с одним крупным юридическим лицом, а не с множеством мелких. Однако так как заключать ЭСК законно только с каждым бюджетным учреждением отдельно, в настоящее время структура бюджетных учреждений не является сконцентрированной под одним юридическим лицом, готовым выступать единым заказчиком энергосервисных услуг.
  5. В личных разговорах имеет место некоторое недопонимание правильности применения методики расчета цены лота при организации конкурсных процедур.
  6. Факт получения экономии определяется путем ежемесячного сравнения расхода энергоресурса в текущем и базовом году с учетом поправок в случае изменения состава потребителей. Часто данные об энергопотреблении в базовом году в явном виде отсутствуют и восстанавливаются по платежным ведомостям на основе выкопировок из бухгалтерий и ставки тарифа на соответствующий энергоресурс в базовом году. Полученные таким образом сведения расцениваются банком как малодостоверные.
  7. Для монтажа нового оборудования необходимо изменение проекта здания, что, помимо дополнительных затрат, требует дополнительных сроков на разработку и согласование изменений в соответствующих разделах проектов инженерных систем здания. Увеличение сроков реализации снижает для банка инвестиционную привлекательность проекта в целом.

Со стороны ЭСКО

  1. Низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний.
  2. Договор ЭСК не всегда устраивает ЭСКО. Бюджетные организации зачастую предлагают текст контракта, больше напоминающий договор на поставку оборудования с рассрочкой платежа. В тексте договора не устанавливается значительное количество финансовых рисков для исполнителя, при одновременном почти полном (только через суд) отсутствии механизмов воздействия на заказчика в случае нарушения последним условий ЭСК.
  3. Трактовка ЭСК как подрядных работ ведет и к тому, что в законе № 94-ФЗ применительно к ЭСК сохранена норма обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, которая при этом имеет мало общего с реальным размером требуемой экономии.
  4. Штучная практика ЭСК показывает задержки по ежемесячному перечислению средств от бюджетных учреждений, что является предметом пессимизма руководителей ЭСКО.
  5. Право доступа к приборам коммерческого учета формально имеется только у собственника прибора и эксплуатирующей его энергоснабжающей компании. ЭСКО юридически не имеет права пользоваться данными приборов учета. А в случае установки рядом дополнительных приборов учета показания последних могут не приниматься заказчиком в расчет в силу их юридической нелегитимности.

Со стороны государства и нормативной базы

  1. Отсутствие общепринятой методологии определения энергетического эффекта энергосберегающих мероприятий, а также риски значительного повышения тарифов создают сложности в обосновании экономической эффективности проекта, создавая риски невозврата средств.
  2. Разработанные типовые ЭСК в России прямо не предусматривает многосторонних отношений, где бы помимо финансирующей, также присутствовала бы страховая или иная гарантирующая организация.
  3. Постановление от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» предусматривает только один вариант финансирования энергосервиса – как процент от достигнутого показателя экономии. Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.
  4. В соответствии с нормами Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ объемы бюджетного финансирования учреждения должны сокращаться не менее чем на 3% в год. Получается, заключив энергосервисный контракт, бюджетное учреждение в последствии будет испытывать сложности с оплатой услуг ЭСКО.
  5. При заключении ЭСК для государственных и муниципальных нужд закреплена недопустимость проведения возмездного энергоаудита со стороны ЭСКО. Соответственно, ЭСКО должна проводить разработку энергосервисного контракта и его длительные согласования с финансовыми институтами на безвозмездной основе.
  6. Необходимо определить методику, согласно которой экономия определялась бы исходя из соблюдения определенных технических норм (например, норм освещенности, яркости и т.д. Ситуация, когда фиксируется энергопотребление в случае когда из 10 светильников горит 2 – ненормальна).
  7. Отсутствие рынка высвобожденной мощности по результатам энергосберегающих мероприятий.

Источники: А. Шахпарунянц, интервью для ж. Энергосбережение № 1 2014, Гашо_Особенности финансирования проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности в СЗФО.pdf (239 Kb), С. В. Цакунов, генеральный директор ООО «Первая национальная энергосервисная компания» (ПНЭСКО) http://gisee.ru/articles/energoservice_practice/43033/ , http://gisee.ru/articles/energoservice_practice/46851/