Приложение. Развитие энергосервиса за рубежом.

США

В США, где законодательство и законодательные процедуры формируются, в основном, на уровне отдельных штатов, каждому штату приходилось самостоятельно устранять барьеры на пути повышения энергоэффективности и совершенствовать требования также для организации подрядных работ и процедуры закупок. Однако как только функционирующая система подрядов и закупок для содействия перформанс-контрактам и ЭСКО появлялась в одном штате, другие штаты выражали большую заинтересованность в адаптации этой системы к своим условиям. Например, в Огайо в 1985 г. был принят закон, позволяющий школьным округам оплачивать реализацию энергосберегающих мероприятий на основе многолетней рассрочки и повысить допустимую долю чистой задолженности округа, которая может быть использована на реализацию этих мероприятий. Только в первые пять лет после принятия этого закона проекты с участием ЭСКО общей стоимостью более 131 млн. долл. были реализованы в 167 школьных округах. На сегодняшний день более 40 штатов в США приняли законодательство, содействующее применению ЭСК в школах и правительственных зданиях.

На федеральном уровне в 1985 г. был принят Консолидированный всеобъемлющий закон об урегулировании бюджета, поощрявший федеральные бюджетные организации к реализации энергосберегающих мероприятий путем заключения контрактов на условиях раздела будущей экономии. Впоследствии были приняты законы, предоставлявшие дополнительные стимулы, разрешая организациям-участницам оставлять себе и распоряжаться частью полученной экономии. Когда бюджетные организации поняли, что средства, полученные благодаря экономии энергии, могут быть использованы на другие нужды, это стало мощным стимулом для работников этих организаций сотрудничать с ЭСКО в разработке проектов. Федеральная программа энергетического менеджмента, проводимая Департаментом энергетики, осуществляет координацию энергосберегающих проектов бюджетных организаций. Кроме того, Программа ведет реестр сертифицированных ЭСКО и разработала типовой перформанс-контракт, позволяющий бюджетным организациям обходить процедуры закупок и сразу иметь дело с предварительно отобранными ЭСКО, конкурирующими за право заключения контрактов. К 2007 г. такие типовые контракты были заключены 19 организациями в 46 штатах на общую сумму 1,9 млрд. долл.

По состоянию на 2010 г. В США заключено более 500 энергосервисных контрактов, что позволило сэкономить $11,7 млрд. Подавляющее большинство контрактов реализуются в бюджетной сфере.

Инвестиции федерального правительства США в энергосервисные проекты, млн. долл. (Источник: Министерство энергетики США) 

Канада

В Канаде применение перформанс-контрактов и ЭСКО в бюджетных организациях шло «сверху вниз». Применение перформанс-контрактов в зданиях бюджетной сферы в Канаде началось с Программы Гарантированного Энергопотребления Онтарио Гидро в конце 1980-х годов и получило мощный толчок в 1991 г., когда канадское правительство создало организацию «Инициатива федеральных зданий (FBI)», чтобы позволить федеральным ведомствам заключать контракты с ЭСКО на разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий в федеральных зданиях в рамках ЭПК. Министерство природных ресурсов Канады (NRCan) способствует привлечению в программу FBI отдельных организаций, разрабатывая типовые контракты и пакеты тендерных предложений. В рамках программы FBI энергосберегающие проекты реализованы в 7500 федеральных и других зданий, привлечены частные инвестиции на сумму 240 млн канадских долларов (данные на конец 2006 г.), а ежегодная экономия составляет 33 млн канадских долларов.

http://www.cenef.ru/file/FINAL_EE_report_rus.pdf

ЕС

В ЕС законодательство в сфере энергосбережения разрабатывается уже около 40 лет, а в 2012 году принята новая Директива 2012/27/EU, устанавливающая общие рамки мер по повышению энергоэффективности для достижения цели снижения к 2020 году энергопотребления ЕС на 20%. В ЕС энергоэффективность – неотъемлемая часть национальной стратегии, характеризующаяся измеримыми целями, контрольными показателями, разработанными программами и мероприятиями по секторам экономики. При этом энергосервису отводится важная роль.

В 25-30% проектов в ЕС величина инвестиций находится в диапазоне 10-50 тыс. евро. 15-20% всех проектов – дорогие, более 500 тыс. евро. При этом порядка 80% энергосервисных проектов окупаются менее чем за 5 лет. В половине действующих контрактов достигается экономия в размере 11-20%, а в четверти контрактов экономия к уровню предыдущего превысила 30%.

Европейские энергосервисные компании применяют довольно широкую линейку – 27 различных энергоэффективных технологий. Характерно, что самым быстрорастущим сегментом остается освещение – 22% всех энергоэффективных проектов связаны с заменой осветительного оборудования на более энергоэффективное и реализацией мер по управлению освещением. 

Наибольшую долю в числе объектов энергетической модернизации в Европе занимают офисные здания (26% от общего числа объектов). Бюджетная сфера на втором месте – 10%.

Следует отметить, что европейские ЭСКО также строго судят свои национальные правительства за недостаточную, по их мнению, результативность энергетической политики: ее считают неэффективной почти половина компаний. Также отмечаются проблемы с привлечением финансирования энергосервисных проектов.

http://gisee.ru/articles/energoservice_practice/48878/