Что такое энергосервисный контракт

Предмет энергосервисного контракта

Энергосервисный контракт (ЭСК) – договор, предполагающий выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика. Оплата, как правило, производится заказчиком после выполнения проекта за счет средств, сэкономленных вследствие внедрения энергосберегающих технологий. Обычно энергосервисные контракты заключаются на срок от 6 месяцев до 5-7 лет (максимальный срок ограничен возможностями российских банков кредитовать ЭСКО на длительные сроки).

Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению (где бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий, как непрофильная и второстепенная задача с использованием собственных средств предприятий и несением рисков по реализации проектов) подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.

Комплекс мероприятий включает в себя инвестиционный энергоаудит, предусматривающий определение базовых линий энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов, финансирование, не требующее собственных средств предприятий, и, наконец, реализация мероприятий силами энергосервисной компании.

Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.

Основные выгоды для потребителя при заключении энергосервисного контракта можно сформулировать следующим образом:

  • экономия средств предприятия;
  • оплата мероприятий по повышению энергоэффективности за счет будущих накоплений;
  • сокращение расходов на ремонт устаревшего оборудования;
  • получение услуги качественного управления строительным и монтажным проектом;
  • техническая подготовка операционного персонала

Энергосервисный контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), т.е. является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст.421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

Можно выделить несколько видов ЭСК в зависимости от типа финансирования энергосберегающих мероприятий:

  1. Энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке.
  2. Заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.
  3. По условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Механизмы финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием ЭСК.

Источник: http://aenergy.ru/2571

Применение первой схемы на современном этапе практически невозможно, т.к. у даже сравнительно новых ЭСКО нет достаточных средств для проведения всего комплекса энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев, если заказчик – частная компания, применяется вторая схема.

Иная схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций. По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств.

Однако, несмотря на эти препятствия, использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возможно, т.к. гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско-правовых отношениях. Поэтому их отношения с ЭСКО выстраиваются по следующему принципу:

Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере с использованием ЭСК. Источник. http://aenergy.ru/2571

По данной схеме, после заключения договора между ЭСКО и бюджетным учреждением, проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется властями региона и финансовыми организациями. После окончания работ и установления эффекта экономии, банк, сотрудничающий по программе энергосервисных контрактов, возмещает затраты ЭСКО и выплачивает установленную заранее прибыль. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) уменьшает затраты на содержание учреждения на величину экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении учреждения, часть экономии оставляет у себя, часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.

Государственно-частное партнерство

В связи с тем, что бюджетное финансирование на исполнение программ энергосбережения выделяется в недостаточном объеме, перспективным видится создание государственно-частных партнерств и использование механизмов энергосервиса.

Для запуска энергосервисного контракта необходим ряд подготовительных мероприятий (установка приборов учета, проведение энергетического обследования, разработка и практическое внедрение типовых энергосберегающих мероприятий и др.), выделяемое бюджетное финансирование целесообразно направлять как раз на подготовку к энергосервисным процедурам.

Это объясняется тем, что объекты бюджетной сферы (как самое «больное» место) в большинстве своем типовые, т.е. детские сады, школы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания, как в Москве, так и в регионах строились по типовым проектам. Соответственно, если взять один типовой проект школы с разными годами постройки и внедрить на нём «пилотные» проекты по энергосбережению, после оценки полученных результатов, можно определить потенциал энергосбережения по общему количеству объектов данного типа. Таким образом, получив практический пример внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий, получив экономию энергоресурсов, сроки окупаемости – можно готовить конкурсную документацию для проведения торгов по отбору энергосервисных компаний.

Врезка: Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования

Обычно для эффективной эксплуатации зданий образовательных учреждений (ОУ) не хватает лишь проведения качественного ремонта. Необходима грамотная и квалифицированная эксплуатация здания, соблюдение правил безопасности, своевременное устранение неисправностей инженерных систем здания, постоянная реализация их потенциала энергосбережения.

Типовые мероприятия, реализуемые в рамках капитального ремонта зданий ОУ:

  • установка приборов учета электрической энергии, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газа;
  • внедрение энергосберегающих светильников, в том числе на базе светодиодов (включая наружное освещение);
  • установка СУО и датчиков освещенности;
  • замена и утепление входных дверей, оконных блоков (стеклопакеты);
  • утепление чердачных и подвальных помещений и фасадов;
  • модернизация вентиляционной системы;
  • регулировка (реконструкция) систем отопления (СО), включая трубопроводную часть, текущий ремонт СО;
  • перевод отопления на дежурный режим в нерабочее время;
  • ремонт кровель, теплотрасс;
  • восстановление теплоизоляции;
  • ремонт холодного и горячего водоснабжения, канализации;
  • оптимизация режима работы источников освещения, электрооборудования.

Несмотря на существующие различия типовых проектов зданий, их возраста и технического состояния, в целом технический потенциал энергосбережения в электрической части оценивается в пределах 15–25%; тепловой энергии – 25–80%, водных ресурсов – 25–50% относительно базового года.

Наиболее технически эффективные мероприятия в системе отопления здания оказываются также и наиболее затратными. Их внедрение сопряжено со значительными рисками для исполнителя, экономическая привлекательность таких проектов падает с ростом их капиталоемкости. В таких условиях на первый план выходят малозатратные энергосервисные услуги. Классическим примером является установка бесконтактных смесителей и аэраторов-рассекателей, дающая экономию около 30–50 % и срок окупаемости ~1,5–2,0 года. Менее привлекательны:

  • Экономия тепловой энергии за счет:

    • автоматизированного узла управления теплопотреблением: экономия 20–35%, срок окупаемости 3,5–4 года;
    • балансировки стояков отопления и ручного регулирования: экономия 12–25%, срок окупаемости 2–3 года.
  • Модернизация системы освещения:
    • замена люминесцентных источников света на светодиодные: экономия 10–15%, срок окупаемости 5–6 лет;
    • установка системы управления освещением: экономия 30–45%, срок окупаемости 6–7 лет.

Источник. http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=5406

Врезка: Особенности подготовки энергосервисного контракта для модернизации уличного освещения

При заключении энергосервисного контракта и проведении работ в рамках этого контракта существует ряд проблем правогого, переговорного и технического характера, которые возникают на всех этапах от заключения контракта до его исполнения:

  • Отсутствуют приборы учета более чем на 90% пунктах включения
  • Требуется 98% одновременно горящих светильников, на самом деле доходит до менее 50%. Необходимо проводить мероприятия по энергоаудиту, выявлять негорящие светильники и соответствующим образом поднимать базовую линию
  • Освещение включается по расписанию, но включается вручную оператором кнопкой, погрешность по времени включения около 30 минут
  • Есть письмо, в котором мэр просит не включать свет в летние месяцы, но от энергосервисной компании требуют стобы свет в эти месяцы горел, надо пересматривать базовую линию
  • СНиП – нормы освещенности дорог по категориям. Необходимо разделять дороги по категориям(формировать нормативно-правовую базу на уровне муниципалитета).
  • Отдельные договоренности чиновников об освещенности «их» участков дороги.
  • ПУЭ: для городов с населением более 50 тысяч только телемеханическое включение освещения. Невозможность использовать wifi и радио сигнал. Для снижения освещения возможно отключение части светильников.
  • Неправильная начальная установка светильников(на скрутках, приваренные к столбу светильники) исправление ситуации самой компанией. Некоторые светильники развернуты в сторону от дороги.

На этапе заключения энергосервисного контракта необходимо справедливо установить базовую линию. При этом не должно быть договоренностей между начальством по показаниям измерительных приборов. Также необходимо проводить мероприятия по энергоаудиту для выявления проблем, таких как негорящие светильники, которые должны гореть по условиям контракта. Различие между запросом на горящие светильники и светильники, работающие в данный момент времени может достигать 50%, и это говорит о необходимости пересмотра базовой линии. Следует также выяснять существовании отдельных договоров между начальством заказчика с оператором о невключении светильников в определенное время, которые тоже снижают базовый уровень.

Отдельной проблемой являются нормативно-правовые акты, такие как СНиПы и ПУЭ. СНиПы, регулирующие уровень освещенности дорог в зависимости от категории представляют проблему, если муниципалитет не провел работы по разделению дорог на категории и энергосервисной компании приходится выполнять эту работу самостоятельно. ПУЭ предусматривают только телемеханическое включение освещения для городов с населением более 50ти тысяч человек. Это приводит к зависимости включения освещения от человеческого фактора, который может приводить к погрешностям времени включения в 30 минут.

Технические проблемы при проведении работ в рамках контракта заключаются в неправильной начальной установке светильников и, соответственно, затрате дополнительного времени и средств для исправления этих ошибок. Наиболее часто среди таких проблем встречается неправильное крепление светильника к основанию столба, например на скрутках или сваркой, хотя технический регламент предусматривает крепление болтами. Отдельной проблемой является неправильное размещение светильника, например, в сторону двора, а не дороги. Устранение таких проблем требует значительных усилий и применения спецтехники, что может привести к конфликтам с местным ГАИ.

Источник: доклад об использовании энергосервисных контрактов в проектах реконструкции уличного освещения (3.88 Mb)