Развитие парка электромобилей в ведущих странах мира в 2012 г.

В EVI Global EV Outlook 2013 представлен обзор перспектив развития использования электромобилей в мире.

Electric Vehicles Initiative (EVI) – межправительственный форум, посвященный развитию использования электромобилей. Странами-участницами EVI являются США, Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Дания, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Германия, Италия, Китай, Индия, Япония, ЮАР.

Основные тезисы документа.

К концу 2012 года мировой парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг около 180 тыс. При этом в странах-участницах EVI сосредоточено до 97% всего парка.

 

Электромобили и подключаемые гибриды

Зарядные станции

Китай

11 573

8 107

Дания

1 388

3 978

Финляндия

271

2

Франция

20 000

2 100

Германия

5 555

2 821

Индия

1 428

999

Италия

1 643

1 350

Япония

44 727

5 009

Нидерланды

6 750

3 674

Испания

787

705

Швеция

1 285

1 215

Великобритания

8 183

2 866

США

71 174

15 194

Доля от суммарного показателя в мире

97%

 

Сегодня на долю электромобилей приходится всего 0,02% от суммарного парка автомобилей в мире, однако существует ряд факторов, которые позволяют говорить, что динамичное наращивание числа используемых электромобилей может стать трендом в ближайшее десятилетие.

Рынок электромобилей стал развиваться всего несколько лет назад, и его объемы растут высокими темпами. По итогам 2012 г. в мире было продано 56,7 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов, то есть их парк вырос за год почти в 1,5 раза. Крупнейшие рынки электромобилей и подключаемых гибридов – Япония и США.

 

Продажи в 2011 г.

Япония

15 987

США

14 592

Китай

8 733

Франция

6 067

Норвегия

3 883

Германия

1 294

Великобритания

1 167

Другие страны

5 009

Цены на электромобили падают. Так, в США Nissan урезала цены на Leaf на 6 400 долл. (на 18 %), Ford снизила цену на Focus EV на 2 000 долл., Mitsubishi предложила скидку в 10 000 долл. на MiEV. Таким образом, электротранспорт стал более конкурентоспособен по цене с автомобилями с ДВС и гибридами. Снижения цен были вызваны разработкой более эффективных технологий и снижением стоимости аккумуляторов. Кроме того, электроэнергия дешевле других моторных топлив, что является дополнительным стимулирующим фактором.

Страны-участницы EVI имеют цель по наращиванию суммарного парка электромобилей и подключаемых гибридов до 20 млн. к 2020 году.

При этом для достижения указанных целей и стимулирования развития рынка электромобилей и подключаемых гибридов в странах организуются специальные госпрограммы поддержки.

 

Финансовая поддержка

Инфраструктура

НИОКР

США

Налоговые льготы из расчета 7500 долл./электромобиль или подключаемый гибрид и освобождение от налоговых сборов после выпуска 200000 электромобилей или подключаемых гибридов для крупных производителей

Налоговые льготы в размере 30% от стоимости зарядной станции для коммерческих организаций (не более 30000 долл.); налоговые льготы в размере 1000 долл. на покупку зарядных станций для населения. Выделено 360 млн. долл. на демонстрационные проекты в области инфраструктуры зарядки

В 2012 г. выделено 268 млн. долл. на НИОКР в области аккумулирующих батарей и зарядных станций

Япония

Покрытие 1/2 разницы между ценой электромобиля и соответствующего автомобиля в ДВС (не более 1 млн. йен)

Покрытие 1/2 стоимости заряжающей станции (не более 1,5 млн. йен)

Фокус на НИОКР в области инфраструктуры

Китай

Субсидирование покупки электромобилей стоимостью свыше 60000 юаней

 

6,95 млрд. рупий на демонстрационные проекты

Дания

Освобождение от регистрационных и дорожных сборов

70 млн. датских крон на развитие инфраструктуры для зарядки электромобилей

Фокус на интегрирование электромобилей в смарт-грид

Германия

Освобождение от дорожных сборов

Поддержка организации инфраструктуры зарядки в 4 пилотных регионах

НИОКР, направленные на оптимизацию производственной цепочки и совершенствование аккумулирующих батарей

Италия

1,5 млн. евро на программу стимулирования потребительского спроса

 

 

Индия

Покрытие МИН(100000 рупий;20%) стоимости автомобиля. Снижение сборов для электромобилей и подключаемых гибридов

Содействие развитию инфраструктуры зарядки в рамках The National Mission for Electric Mobility

Совместная поддержка НИОКР со стороны государства, науки и промышленности. Фокус на исследования в области аккумулирующих батарей

Нидерланды

Снижение налоговых сборов на сумму 10-12% от стоимости электромобиля

Организация 400 заправочных станций

Фокус на НИОКР в области аккумулирующих батарей

Испания

Покрытие 25% стоимости автомобиля

Пилотные демонстрационные проекты, финансируемые из национального и региональных бюджетов

5 крупных программ НИОКР

Швеция

Покрытие 4500 евро стоимости автомобиля с выбросами СО2 менее 50г/км. (выделено 20 млн. евро на 2012-2014 гг.)

 

2,5 млн. евро на НИОКР в области аккумулирующих батарей

Великобритания

 

37 млн. фунтов на организацию широкой сети заправок (более тысячи) до 2015 г.

60 НИОКР, организованные The UK Technology Strategy Board

Франция

Субсидирование в размере 450 млн. евро потребителей, покупающих эффективные автомобили. При этом 90% этой суммы обеспечиваются налогами на неэффективные автомобили, остальные 45 млн. евро – прямое бюджетное субсидирование

Выделено 50 млн. евро для покрытия 50% затрат на организацию инфраструктуры зарядки

Выделено 140 млн. евро на НИОКР и демонстрационные проекты

Финляндия

Зарезервировано 5 млн. евро на электромобили в рамках национальной программы развития

Зарезервировано 5 млн. евро для развития инфраструктуры зарядки в рамках национальной программы развития