Информационное письмо — Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение»
19 апреля 2012 г.

Тема: Сколько бензина потребляется в России?

Логотип UNDP Россия

Здравствуйте!

Сегодня в выпуске:

  1. Подготовка Обзора по энергопотреблению и энергосбережению на автомобильном транспорте.
  2. Календарь событий.

1. Подготовка Обзора по энергопотреблению и энергосбережению на автомобильном транспорте.

Россия, добывая свыше 500 млн. т нефти в год и экспортируя 2/3 этого объема, не имеет внятной статистической картины обеспечения внутреннего рынка моторным топливом. При этом роль автомобильного транспорта постоянно повышается, а вместе с этим нарастают проблемы, сопровождающие массовую автомобилизацию самой протяженной в мире страны. По экспертным оценкам, именно автомобильное топливо дает максимальный прирост энергопотребления в России, но именно этот сегмент оказался вне задач Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики России!

Цены на бензин, доступность и качество топлива становятся предметом политических заявлений, антимонопольных расследований и дискуссий, как в среде профессионалов, так и у севших за руль «домохозяек». Какие цены на топливо нужны нашей экономике? Как сбалансировать стимулы к экономии топлива и не ограничивать развитие потребителей энергии? Почему глубина переработки нефти в России ниже среднемировой и крайне медленно идет модернизация НПЗ? Для производства 35 млн. т бензина и 30 млн. т дизельного топлива, востребованных на внутреннем рынке, в переработку направляют 230-240 млн.т нефти. Около 1/3 этого объема может быть сокращено при улучшениях нефтепереработки вполне доступных самым богатым компаниям страны. А знает ли официальная статистика реальные объемы потребления автотоплива в России? Балансы расхода нефти и выпуска бензина заводами вертикально интегрированных нефтяных компаний не вызывают претензий, но откуда тогда на розничном рынке берется огромное количество «левого» бензина и солярки, не техасские же компании нам их завозят?

Все острее становятся экологические последствия развития транспорта. Загрязнение атмосферы городов растет в основном за счет автомобильного выхлопа. Государства и население Европы и Северной Америки сходятся в стремлении к более экономичным автомобилям и видам транспорта (от велосипедов до общественного электротранспорта). В России же этими проблемами занимаются отдельные энтузиасты, а для общепризнанной проблемы пробок в крупных городах до сих пор не видно даже реалистичных подходов к решению. Такие сюжеты, как экологичное вождение и скидки продавцов на малолитражные автомобили в России вообще экзотика.

В перечисленных проблемах кроется огромный потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности. Чтобы реализовать этот потенциал надо хотя бы систематизировать имеющиеся знания, материалы и понимание природы проблем и путей их устранения. Давайте вместе попробуем разобраться с технологией формирования скрытых от статистики ресурсов топлива, с движущими мотивами избыточной автомобилизации перевозок (при развитой сети железных дорог), с причинами выпадения транспорта из сферы внимания федеральной и региональных программ энергосбережения и с путями восстановления внимания государства к экономии автомобильного топлива.

Просим Вас присылать любые материалы, статьи, гиперссылки, суждения и описания событий, которые раскрывают или помогают понять масштаб и механизмы формирования названных (и не названных) нами проблем в сфере учета, реализации, использования и сбережения автомобильного топлива.

Мы будем благодарны за любую другую информацию, полезную для раскрытия темы энергопотребления и энергосбережения на автомобильном транспорте. Все поступившие от Вас и других участников Сообщества материалы, сведения, знания и опыт будут обобщены в отдельном Консолидированном обзоре. Ждем Вашей помощи в его формировании.

2. Календарь событий.

Ближайшие события календаря:

  • 24.04.2012 г. Доклад О.Б. Брагинского (д.э.н., проф., ЦЭМИ РАН): «Прогнозирование российского рынка автомобильных топлив». Москва, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН 129 заседание постоянно действующего открытого семинара ”Экономические проблемы энергетического комплекса” (семинар А.С. Некрасова), по адресу: Нахимовский проспект, 47 (метро «Профсоюзная»), ауд. 1517 (15-й этаж) в 14:оо. Справки об участии у Ворониной Светланы Алексеевны, тел. (499) 129 67 97, факс (495) 718 97 71, e-mail: voronina@ecfor.ru
  • 26.04.2012 г. 3-я ежегодная всероссийская конференция «Государственная политика в сфере энергоэффективности и энергосбережения». Москва, Конгресс-центр Центра Международной торговли. Организатор - Российское энергетическое агентство. На конференции будет дан обзор принятых мер и целевых индикаторов государственной политики, в частности, будут объявлены первые результаты выполнения соответствующей Государственной программы, проанализированы существующие проблемы и пути их решения.

Другие события календаря мероприятий в сфере энергоэффективности. Просим Вас присылать информацию о конференциях, выставках, семинарах и форумах, тематика которых посвящена энергоэффективности и энергосбережению для размещения в календаре Сообщества.

С уважением,
Мартынов Александр Сергеевич (модератор Тематического сообщества)
Семикашев Валерий Валерьевич (помощник модератора)