Информационное письмо — Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение»
18 апреля 2012 г.

Тема: Финансирование энергоэффективности

Логотип UNDP Россия

Здравствуйте, !subscriber_name!

Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение» сообщает о подготовке Консолидированного обзора «Финансирование энергоэффективности». Резюме обзора и основные «цифры и факты» приведены в настоящем письме.

Публикация обзора о финансировании энергоэффективности не завершает, а лишь структурирует эту важную тему. Мы продолжаем сбор и систематизацию материалов. Будем благодарны за Ваши уточнения, дополнительные сведения, ссылки и примеры, которые можно рекомендовать для тиражирования на уровне регионов и муниципалитетов. Просим написать об известном Вам опыте реализации мероприятий по энергосбережению и поиска финансирования для них.

С уважением,
Мартынов Александр Сергеевич (модератор Тематического сообщества)
Семикашев Валерий Валерьевич (помощник модератора)

Резюме обзора «Финансирование энергоэффективности».

В обзоре под одной обложкой собрана информация о разных формах финансирования энергоэффективности. Это дает возможность сориентировать тех, кто только начинает поиск финансовой поддержки в наборе существующих вариантов и схем финансирования.

Основными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий являются собственные средства организаций (амортизация и прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков и лизинг). Для бюджетных организаций источником средств выступают бюджеты разных уровней. Дополнительными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий могут являться: бюджетная поддержка, энергосервисные контракты, государственно-частное партнерство, специализированные программы банков, специальные фонды содействия энергоэффективности.

Формальные и неформальные условия получения бюджетных средств и госзаказов хорошо известны, поэтому в разделе о бюджетной поддержке приведен лишь небольшой объем материалов. Гораздо более сложным и новым является использование перфоманс-контактов с энергосервисными компаниями (ЭСКО). Это договоры на полный комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы, как правило, производится заказчиком за счет экономии, возникшей ПОСЛЕ внедрения мероприятий спланированных, организованных и технически обеспеченных компанией подрядчиком энергосервисного контракта.

По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств. Для оформления договорных отношений с ЭСКО в таких условиях требуется участие главного распорядителя бюджетных средств. Такая схема, как и любой многосторонний контракт, менее работоспособна, особенно в условиях России. В обзоре приведены конкретные примеры таких документов из разных регионов. Контракты подобного рода пока редки, главным образом вследствие непроработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. Не готовы работать по нестандартным схемам и руководители предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов.

НО! Историческое наследие СССР в виде типовых общественных зданий обеспечивает огромный потенциал для постановки на поток энергосервиса, в случае успешной гражданско-правовой апробации форм многосторонних контрактов. Детские сады, школы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания и другие объекты бюджетной сферы в большинстве своем строились по типовым проектам. Соответственно, один раз отработанный контракт может многократно тиражироваться. Именно возможность массового тиражирования работ на небольших типовых объектах превращает один раз достигнутый финансовый результат в реальный мотив к освоению достаточно сложных правовых конструкций трехсторонних и многосторонних договоров с участием малых и средних предприятий, финансирующих организаций, страховых компаний, бюджетных организаций. В США, когда бюджетные организации поняли, что средства от экономии энергии можно использовать на другие нужды, возникли мощные стимулы для работников этих организаций сотрудничать с ЭСКО в разработке энергосберегающих проектов. В этом смысле последствия развития энергосервиса много шире, чем просто экономия энергоресурсов, они являются средством тиражирования общей правовой культуры в среде малого и среднего бизнеса.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это привлечение органами государственного и муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ и реализации услуг на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности. Один из способов реализации ГЧП – государственные инфраструктурные инвестиции (в дороги, сети, инженерные коммуникации) с целью стимулирования и поддержки реализации частного проекта или группы проектов. Проекты, требующие ГЧП, обычно индивидуальны и не имеют типовых решений и образцов контрактов, в обзоре приведено лишь несколько примеров.

Задолго до того, как было переработано и актуализировано российское законодательство в области повышения энергоэффективности, на территории России экономическое стимулирование проектов по энергосбережению было развернуто рядом крупнейших международных банков. Среди них – Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Всемирный Банк (ВБ) и его подразделение по работе с частным бизнесом (Международная финансовая корпорация IFC), Северная финансовая экологическая корпорация (NEFCO / НЕФКО). ЕБРР сформировал в России кредитную линию для малых и средних предприятий RUSEFF, которая через российские банки-партнеры финансирует проекты энергоэффективности. Целью IFC было продемонстрировать российским банкам и бизнесу, что проекты энергосбережения в итоге выгодны для представителей частного сектора. Реализация подобных проектов приводит к повышению конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции, к стабильности в условиях повышения тарифов, к снижению затрат на техобслуживание при замене неэффективного оборудования, уменьшению экологических рисков и укреплению репутации предприятия. Программы международных банков в России работают, как спортсмены, разгоняющие снаряд в бобслее. Их слаженные и взаимодополняющие усилия уже стали катализатором российского рынка финансирования энергоэффективных проектов. Свои программы поддержки энергоэффективности имеют многие российские банки, в т.ч. ведущие российские банки развития – Сбербанк и Внешэкономбанк. В обзоре приведен целый ряд примеров и ссылок на программы кредитования энергоэффективности.

Для полноценного становления системы финансовой поддержки энергосбережения осталось преодолеть несколько общих причин торможения, после чего процесс пойдет по нарастающей. К таким общим причинам торможения финансирования энергосбережения в России относится не дешевизна топлива и энергии (как иногда пишут), а высокая стоимость денег. При цене денег в 13-17% об энергоэффективности можно только поговорить на конференциях (еще написать десятки статей и диссертаций). Именно поэтому пока успешно идут программы, использующие пусть небольшую, но основанную на более дешевых международных деньгах поддержку. Необходимо также создание общепринятой методологии определения эффекта от энергосберегающих мероприятий, системы страхования рисков значительного изменения тарифов или участия в контрактах организаций, гарантирующих сделки при политически мотивированном тарифном регулировании.

Цифры и факты

На софинансирование мероприятий, включенных в программы энергосбережения субъектов РФ, в 2011 г. из федерального бюджета было выделено около 5,270 млрд. руб. В 2012 г. на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности запланировано выделить 5,721 млрд. руб. Субсидии получат регионы, наиболее успешно реализующие мероприятия своих региональных программ. В целом до 2020 г. на софинансирование программ субъектов РФ планируется направить 70 млрд. руб. Сводного отчета о расходовании этих средств пока нет в открытом доступе, однако мониторинг госзакупок в сфере энергоэффективности, который выполняется нашим порталом, позволяет отслеживать структуру и динамику этого финансирования, поскольку большая его часть представлена в ежемесячных обзорах тендеров начиная с июля 2011 года.

Финансирование программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» предусматривает 9,5 млрд. рублей, из них 7,3 % из средств бюджета РФ и субъектов, а 92,7% из внебюджетных источников. Планируемый объем государственных гарантий по кредитам на реализацию программ энергосбережения составляет 303 млрд. рублей.

По оценке Сбербанка, только до 2015 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн. руб., возможный объем долгового финансирования, из которых не менее 2 трлн. руб. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд. руб./год.

Большая часть рынка может быть представлена выполнением энергосервисных контрактов. В среднем энергосервисные контракты заключаются на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Для ЕБРР с 2006 года общая стоимость проектов по энергоэффективности в России составила 4.5 млрд. евро, из них свыше 1,26 млрд. евро инвестиций собственно банка. Также ЕБРР привлек на поддержку проектов по энергоэффективности в России грантов на сумму свыше 11 млн. евро.

Крупнейшим клиентом ЕБРР на Северо-Западе является холдинг «Северсталь». В 2007 году банк выделил для «Северстали» кредит в размере 300 млн. евро, а в 2008 г. его размеры были увеличены до 600 млн. евро. Кредит был направлен на реализацию 10 проектов, включая: внедрение системы энергоменеджмента, строительство новой установки по сепарации газов, модернизацию компрессорных станций, реконструкцию паровых котлов и т.п. Результатом проведенных мероприятий стало снижение потребления электричества > 10% и природного газа на 3.5%. Окупаемость проектов (IRR) составила от 15% до 90%, а срок окупаемости – от 1 до 6 лет.

Программа RUSEFF предоставляет кредиты до 300 млн. рублей через банки партнеры частным компаниям и индивидуальным предпринимателям для инвестиций в современное оборудование и материалы, способствующие энергосбережению. Банками-партнерами ЕБРР в России являются Промсвязьбанк (кредитная линия в $60 млн. в 2009 г.), Росбанк (25 млн. евро в 2010 г.). Также партнерами ЕБРР являются НБД банк и банк Центр-Инвест. Специалисты подразделений банка бесплатно помогают предприятиям калькулировать программы по энергоэффективности, определять меры, необходимые для ее повышения. Получив результаты аудита, компания может прийти за кредитом в банк.

IFC с начала работы российской программы поддержки энергоэффективности инвестировала около $150 млн. через российские банки. Партнерами IFC в России являются небольшие региональные банки, а также несколько крупных. Общий список партнеров насчитывает 12 банков: Абсолют Банк, АгроПромКредит, Independent Leasing, ЛОКО-Банк, МДМ Банк, Московский Кредитный Банк, НБД Банк, Банк Прайм Финанс, Татфондбанк, Транскапиталбанк, УРСА Банк, Банк Центр-Инвест.

Банки-партнеры IFC разработали и запустили кредитные продукты по финансированию энергоэффективных проектов. С помощью целевых кредитных линий и консультационной поддержки, было профинансировано более 100 энергоэффективных проектов на общую сумму более $100 млн.

Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO по схеме кредитования, действующей в 1997–2005 гг., профинансировала 30 энергосберегающих проектов. Затем кредиты на общую сумму около 3,5 млн. евро получили ещё 16 проектов для школ, детских садов и больниц Северо-Запада России. В настоящее время на рассмотрении НЕФКО находится ещё порядка 20 проектных предложений. Программа для кредитования энергосберегающих проектов в целом располагает примерно 12,5 млн. евро.

С большим трудом в России стартовали финансовые механизмы «гибкости, в рамках Киотского протокола. Общий объем обязательств заинтересованных инвесторов по финансированию проектов в рамках международных и национальных фондов инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов оценивается сегодня в 760 млн. долл.

Реализуются программы поддержки энергоэффективности собственно российских банков. На 01.01.11 портфель кредитов банка «Центр-Инвест» по энергоэффективным проектам на Юге России достиг 2,2 млрд. руб. Всего реализовано 220 таких проектов. В 2010 г. банк «Центр-инвест» выдал предприятиям и жителям Юга России 90 кредитов на сумму 840 млн. руб. на реализацию и внедрение энергоэффективных проектов и технологий.

Программа Внешэкономбанка по целевому финансированию проектов энергоэффективности в России предполагает привлечение займа от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 300 млн. долл. США и сроком до 18 лет под полную суверенную гарантию Российской Федерации. Одним из условий участия Внешэкономбанка в Программе является предоставление софинансирования в размере сопоставимом с заемными ресурсами.

9 марта 2011 г. между ОАО «Сбербанк России» и АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» заключено генеральное соглашение об открытии невозобновляемой кредитной линии на сумму свыше 77 млн. руб. сроком до 6 лет. Цель кредитования – финансирование энергосервисных контрактов по замене ламп уличного освещения светодиодными лампами.

Из зарубежного опыта выделим близкую российской действительности проблему финансирования энергосбережения в бюджетных учреждениях США и Канады. В США большую роль сыграло тиражирование регионального (штатов) законодательства. В Огайо в 1985 г. был принят закон, позволяющий школьным округам оплачивать реализацию энергосберегающих мероприятий на основе многолетней рассрочки и повысить допустимую долю чистой задолженности округа, которая может быть использована на реализацию этих мероприятий. Только в первые пять лет после принятия этого закона проекты с участием ЭСКО общей стоимостью более 131 млн. долл. были реализованы в 167 школьных округах. На сегодняшний день более 40 штатов в США приняли законодательство, содействующее применению перформанс-контрактов в школах и правительственных зданиях.

Канадское правительство, создав «Инициативу федеральных зданий (FBI)», допускающую контракты с ЭСКО на энергосберегающие мероприятия, обеспечило их реализацию в 7500 федеральных и других зданиях и привлечение частных инвестиций на сумму 240 млн. канадских долларов.

Интересны и результаты, полученные в Армении. Применение приборов учета и использование тарифных схем с оплатой только за фактическое потребление воды сократило среднее потребление воды на душу населения в Армении с 250 л до 110 л. Совокупное потребление во всех секторах снизилось с 112 млн. м3 в 2002 г. до 77 млн. м3 в 2005г., то есть почти на 30%.