Информационное письмо — Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение»
28 сентября 2012 г.

Тема: Энергосервис. Цены автотоплива.

Логотип UNDP Россия

Здравствуйте!

Сегодня в выпуске:

  1. Текущее состояние энергосервиса в России.
  2. Энергопотребление и энергосбережение на автомобильном транспорте. Часть 3 – Цены автотоплива.

1. Текущее состояние энергосервиса в России.

На портале «Энергоэффективность и Энергосбережение» размещено дополнение раздела «Энергосервисные контракты» в обзоре «Финансирование энергоэффективности». В этом дополнении приведены материалы пресс-конференции представителей МинЭкономРазвития Дмитрия Горевого, ОАО «АвтоВАЗ» Максима Гришина, Дмитрия Григорьева из ООО «Фениче Рус», которые разобрали несколько конкретных примеров энергосервисных контрактов. Были рассмотрены важные вопросы, возникающие при заключении таких договоров: формирование цены, гарантии, а также важные вопросы расчёта достигнутой экономии и перехода смонтированного оборудования в собственность заказчика.

Анализируя представленные материалы, можно заключить, что сфера энергосервиса уже стала действующим инструментом модернизации народного хозяйства. Были представлены формы сотрудничества заказчика и исполнителя при заключении энергосервисных договоров и энергосервисных контрактов. в качестве примера приведены три 10-летних проекта по повышению энергоэффективности завода ОАО «АвтоВАЗ» в г.Тольятти. Исполнитель и заказчик этих энергосервисных контрактов проявляют единодушие в вопросах, касающихся своего сотрудничества. Кроме конкретных энергосервисных контрактов Максим Гришин рассказал об общих мерах, принятых ОАО «АвтоВАЗ» в рамках реализации стратегии повышения энергоэффективности: на предприятии активно проводится энергетическое обследование, модернизация энергетики без отвлечения собственных инвестиционных ресурсов, ведётся работа с персоналом и руководством по информированию в вопросах энергосбережения. Общую экономию, которую в 2012 году предстоит получить ОАО «АвтоВАЗ» от всех действий по энергосбережению, Максим Гришин оценил в 300 млн. рублей.

Александр Мартынов от лица Тематического сообщества «Энергоэффективность и Энергосбережение» спросил представителя МинЭкономРазвития Дмитрия Горевого об обсуждавшемся уже в нашем Сообществе препятствии для энергосервиса в бюджетном секторе: распорядителем средств, сэкономленных школой или детсадом, является согласно Бюджетному Кодексу, не директор этой школы или детсада, а администрация региона, что затрудняет извлечение материальной выгоды из предприятий по повышению энергоэффективности как для заказчика, так и для исполнителя энергосервисных услуг. Если судить по полученному ответу, то данный сигнал уже услышан, и первые шаги - то есть принятие нормативно-правовых актов - уже сделаны. А именно, в дополнение к закону 261 (в котором запрещено срезать финансирование бюджетных учреждений, повышающих эффективность, больше, чем на 3%) принят отдельный приказ МинЭкономРазвития, устанавливающий порядок расчёта полученной экономии. Кроме того, Минфином составлено письмо для государственных распорядителей бюджетных средств «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» (N 02-03-06/5448) в котором разъясняется именно этот вопрос. Бюджетники, взявшиеся повышать эффективность, могут подать соответствующую заявку на уровень выше ГРБС, и спокойно рассчитывать на финансирование в размере причитающихся 97% (даже если экономия оказалась больше 3%).

На нашем портале размещены пресс-релиз, стенограмма и презентации участников пресс-конференции.

2. Энергопотребление и энергосбережение на автомобильном транспорте. Часть 3 – Цены автотоплива.

Транспортный сектор является крупнейшим в экономике потребителем энергии, потребляя более 17% конечной энергии в России. Автомобильный транспорт в отдельности дает более 10% общего объема энергопотребления в России. Именно автомобильное топливо дало максимальный прирост энергопотребления в России в последние годы. Вопрос роста цены на бензин один из самых обсуждаемых и острых в общественных дискуссиях, но влияние этого фактора на энергосбережение обычно не рассматривается. Акценты делаются на быстром росте в отдельные периоды и на высоком уровне цен (популярна точка зрения, что цены в России из-за наличия собственной нефти должны быть ниже).

Для начала предметного обсуждения роли цен в энергосбережении и их роли, как фактора препятствующего экономической активности, на портале опубликована третья часть обзора, посвященная обзору источников информации о ценах на автомобильное топливо. Цены на бензин на внутреннем рынке в основном зависят от уровня налогов (акцизов) на топливо. Далее влияние оказывает наличие собственной нефти, технические требования к топливу и другие особенности стран. Так, в европейских странах большие налоги определяют и большую цену. Наибольшие цены на бензин в мире в Норвегии, Турции, Израиле – свыше 2,5 $/литр; наименьшие в нефтедобывающих странах с низкими налогами – Венесуэле, Саудовской Аравии, Кувейте – менее 0,3 $/литр. Большая часть стран ОЭСР и ряд крупных развивающихся имеют цены в диапазоне 1-2 $/литр. В России, США и Мексике – около 1 $/литр, в Китае – 1,3 $/литр, Япония и Бразилия – около 1,8 $/литр, в европейских странах 1,5-2 $/литр.

Мониторинг цен по аналогии с оценкой объемов производства и потребления проводится как государственными службами: Росстат, ЦДУ ТЭК, РЭА, так и частными компаниями: Кортес, ИнфоТЭК, МТА, АИ-92, ОМТ-Консалт. Росстат еженедельно выпускает мониторинг динамики производства и цен на основные нефтепродукты. Так за неделю с 10 по 16 сентября рост цен в Москве и Санкт-Петербурге составил 0,3%.

Рост мировой цены почти всегда отражается в росте цен на моторное топливо. Снижение мировых цен на внутреннем рынке почти не отражается в силу временных лагов между изменениями мировой цены и экспортной пошлиной, между принятием решений о перенаправлении потоков нефти, изменением эффективности бизнес-процессов в нефтепереработке и др.

Существуют три группы факторов, определяющих практически непрерывный рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России: привязка ценообразования и налогообложения нефтепродуктов к мировым ценам на нефть, монополизация региональных рынков нефтепродуктов, низкий технологический уровень российских НПЗ и нерациональная структура выпуска нефтепродуктов. В настоящее время в России доля налогов в цене на топливо уже превышает 50%.

В России прибыль по всей цепочке очень высока – порядка 20-30% от конечной цены. С маржой ниже 10% АЗС убыточны. Если к нынешним оптовым ценам прибавить минимальную 10-процентную маржу, то средние розничные цены в сентябре могут подняться, как минимум, до следующих уровней: Аи95 - 30,00 руб./л, Аи92 - 28,60 руб./л, Аи80 - 26,90 руб./л, ДТ - 30,50 руб./л.

С уважением,
Мартынов Александр Сергеевич (модератор Тематического сообщества)
Семикашев Валерий Валерьевич (помощник модератора)