Итоги Международной конференции «Повышение топливной экономичности и сокращение выбросов от автомобильного транспорта в России»

17-18 июня 2014 г. состоялась Международная конференция на тему: «Повышение топливной экономичности и сокращения выбросов от автомобильного транспорта в России».

Мероприятие было организовано Программой развития ООН (ПРООН), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при поддержке ряда министерств, а также профессиональных ассоциаций автопроизводителей и инженеров, в рамках реализации Проекта ПРООН/ГЭФ-Минтранс России «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».

Цель проведения международной конференции – выработка первоочередных мер и мероприятий, направленных на повышение топливной экономичности автомобильного транспорта в Российской Федерации. Участие в конференции приняли представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, а также представители международных организаций: Глобальной инициативы по экономии топлива (GFEI), Международного Энергетического Агентства (IEA), Международного Совета по чистому транспорту (ICCT).

Транспортный сектор является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В настоящее время он обеспечивает 22% всех выбросов СО2, что составляет около 7 Гт. Из них 5 Гт приходится на легковой и грузовой автотранспорт.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/the-global-fuel-economy-...

Таким образом повышение топливной эффективности автотранспорта является одним из приоритетных направлений сокращения мировых выбросов СО2 и повышения общей эффективности использования энергоресурсов.

Глава офиса ЮНЕП по Российской Федерации Владимир Мошкало рассказал о всемирной программе повышения топливной эффективности транспорта, которой предусматривается к 2050 году на 50% сократить потребление топлива.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/the-global-fuel-economy-...

Достижение целей Глобальной инициативы по экономии топлива (GFEI) позволит стабилизировать ежегодные выбросы СО2 на автотранспорте. Так при ожидаемом утроении мирового автопарка легковых автомобилей за 2010-2050 гг. с 0,8 до 2,3 млрд. выбросы СО2 в 2050 году могут быть сокращены практически вдвое – с 6,43 до 3,87 Гт.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/international-comparison...

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/the-global-fuel-economy-...

Целый ряд стран имеют национальные программы по автотранспорту. Так страны ЕС должны сократить выбросы СО2 на транспорте на 40% за 2008-2020 гг. Программа США предполагает снижение и расхода топлива, и выбросов СО2-эквивалента на 42% за 2010-2025 гг. Свои программы имеют также Япония, Канада, Южная Корея, Мексика, Китая и Индия.

Как отмечают эксперты, реализация программ идет весьма успешно. Так, если в странах ЕС до 2007 года среднегодовое снижение удельных выбросов СО2 составляло только 1%, то в 2008-2013 гг. оно выросло до 4%, что позволяет выполнять программу с опережающими индикаторами.

В США программа повышения топливной эффективности также реализуется с опережением графика. За 2010-2014 гг. показатели среднего пробега для популярных марок автомобилей повысились с 13-15 до 16-18 км/л, что соответствует целям 2016 года.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/global-best-practices-in...

Вообще показатели расхода топлива на 100 км довольно сильно различаются для разных стран. Однако в развитых странах хорошо видна понижающаяся динамика этого показателя. Так снижение расхода топлива на 100 км за 2005-2011 гг. составило в США 14%, в ЕС – 20%, в Японии – 12%, в Южной Корее – 10%, в Австралии – 11%. В развивающихся же Китае и Индии, где происходит интенсивная автомобилизация населения, повышение топливной эффективности практически не наблюдается. В России этот показатель составляет примерно 3-4%, а средний расход топлива – 7,6 л/100 км. Следует отметить, что Россия является одной из немногих крупных стран (наравне с Индией и Австралией), в которых не приняты никакие конкретные цели по достижению экономии топлива на транспорте.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/crist-moscou-gfei18062014/1

В.В. Донченко (ОАО «НИИАТ») привел оценки расхода топлива на 100 км для современных легковых автомобилей. В целом они варьируются от 6-8 л/100 км для седанов до 12-16 л/100 км для кроссоверов. Показатели российских марок оказываются чуть выше по сравнению с зарубежными.

Кроме того были приведены оценки Международного Энергетического Агентства по экономической эффективности технологий снижения расхода топлива на автомобильном транспорте.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/ss-36067366/1

Е.Н Пронин (ООО «Газпром экспорт») рассказал, что в настоящее время довольно динамично развивается сегмент газобалонного автотранспорта (ГБА). За последние 10 лет мировой парк газомоторных легковых автомобилей вырос почти в 10 раз и в 2013 году составляет 17,2 млн. (примерно 2% от общего парка). Также в 2011-2013 гг. наблюдается резкий рост числа газобалонных автобусов, парк которых сегодня насчитывает 1,2 млн. Соответственно растет мировое потребление газомоторного топлива. За последние 10 лет спрос на него вырос в 4 раза – с 8,4 до 31 млрд. куб. м.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/development-of-the-globa...

О. Плужников (заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов и энергоэффективности Минэкономразвития) рассказал, что в России принят общий план сокращения выбросов парниковых газов. Он предусматривает мониторинг отчетности выбросов парниковых газов, оказание господдержки производителям автомобильной техники с высокими экологическими показателями, а также формирование институтов, которые могли бы регулировать выбросы парниковых газов. Однако введение углеродного регулирования можно ожидать не ранее 2017 года. Кроме того, уже на стадии утверждения находится Комплексный план мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/ss-36067644/1

Одно из перспективных направлений – перевод транспортных средств на газомоторное топливо, программа которого поддержана Президентом России. Она позволит добиться экономии топлива и улучшить экологическую обстановку, в частности, снизить выбросы углекислого газа. Правительство также намерено принять меры, направленные на поддержку производства и использование экологически чистого транспорта.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/ss-36068276/1

В 2013-2014 гг. в Мурманске реализуется программа повышения топливной эффективности на общественном транспорте, в рамках которой предполагается замещение 80 старых автобусов 1970-1985 годов выпуска (40 л/100 км) на 52 современных автобуса МАЗ с двигателями Мерседес (25 л/100 км). Это позволит ежегодно экономить 590-660 тыс. л дизельного топлива, что эквивалентно 640-730 тыс. долл. Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/improving-fuel-economy-i...

А. Гусаров (главный редактор «Журнала автомобильных инженеров») рассказал, что проведению эффективной политики в области повышения топливной эффективности и повышения экологичности транспорта препятствует несовершенство статистики. Он обратил внимание на существующие методы изменения объемов загрязняющих выбросов, но они не применяются на практике. У автомобилистов и транспортных операторов нет заинтересованности в использовании более экологичного транспорта. Поэтому, считает он, нужно сочетание льгот с фискальным регулированием, а также широкое обсуждение вопросов экологии в обществе.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/2-36067186/1

Мировой опыт показывает, что в ряде случаев налоговое стимулирование может оказаться дешевле, быстрее и проще по сравнению с внедрением техрегламентов и стандартов. Налоговое стимулирование может реализовываться посредством льгот или наценок как для топлива, так и для автомобилей (регистрация и использование). Использование подобных механизмов позволяет, например, наращивать долю электромобилей и подключаемых гибридов в Норвегии, Нидерландах, США, Франции, Японии и других странах.

Источник: http://www.slideshare.net/fullscreen/undprussia/fiscal-instruments-incen...