Обзор госзакупок на заключение ЭСК за 2012-2013 годы

Сфера наружного освещения

Параметры обследованных конкурсов приведены в таблице ниже. Следует отметить, что были обследованы только «уникальные» конкурсы, т.е. исключены ситуации, когда тендер объявлялся несколько раз из-за внесения различных изменений/дополнений в конкурсную документацию.

Всего за 2012-2013 гг. было объявлено 26 конкурсов на заключение энергосервисных контрактов в сфере наружного освещения, суммарная начальная цена которых составила 1 612 млн. руб.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за предыдущий год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

При этом обращает на себя факт, что более половины объявленных конкурсов не состоялись или были отменены. В несостоявшихся конкурсах либо была подана только одна заявка, либо заявок не было вообще. Хотя и в состоявшихся закупках конкуренция была невелика, и только в нескольких из них участвовало более 2 компаний.

Всего за 2012-2013 гг. состоялось 12 конкурсов, общая начальная стоимость которых составила 1 092 млн. руб. Квартальная динамика закупок приведена на рисунках ниже. Можно говорить, что показатели 2013 г. и по числу конкурсов, и по сумме закупок превышают прошлогодний уровень, однако следует иметь в виду, что при таком небольшом количестве проводимых тендеров цена отдельно взятого конкурса оказывает сильное влияние на общие результаты. Так, почти 80% суммарной стоимости всех тендеров обеспечивается всего 3 конкурсами: в Калуге с начальной ценой 425 млн. руб. (состоялся), Волгограде с начальной ценой 288 млн. руб. (не состоялся) и Курске с ценой 537 млн. руб. (состоялся).

В таблице приведено число состоявшихся и не состоявшихся конкурсов в каждом регионе (не рассматриваются тендеры, которые находятся на стадии подачи заявок и работы комиссии). По сути, все регионы разделились на две группы – в каждом из них конкурсы либо состоялись, либо нет.

Важными параметрами проводимых конкурсов являются максимальный размер выплаты исполнителю энергосервисного договора и требование минимальной величины среднегодового электросбережения. На рисунках ниже приведены зависимости этих величин от цены контракта. Можно сказать, что в большинстве тендеров выплата исполнителю колеблется в районе 97-100% от сэкономленных средств (причем это применимо и к самым дорогим контрактам), и только в 6 конкурсах данный показатель был ниже 95% (5 из которых не состоялись). Что касается относительных объемов электросбережения, то в большинстве конкурсов (в том числе состоявшихся) они колеблются в диапазоне 30-60%. Обращают на себя внимание несколько дешевых конкурсов с высоким требованием электросбережения 75% и выше (из них состоялся только один со среднегодовым объемом электросбережения 93%). Что касается наиболее дорогих конкурсов, то состоялись те из них, в которых данный показатель был невысок и составлял 5% и 25%.

Зная требуемые объемы электросбережения и долю сэкономленных средств, которая будет выплачена исполнителю, можно оценить объем российского энергосервисного рынка. В 2012 г. было заключено 4 энергосервисных контракта, в рамках которых оплата услуг исполнителей составит 43,6 млн. руб., в 2013 г. – уже 8 контрактов на сумму 136,2 млн. руб. Это оценка реального рынка энергосервисных услуг в сфере наружного освещения в России.

В рамках заключенных энергосервисных договоров предусмотрены поставки 34 773 натриевых и 1 093 светодиодных светильников. Информация об объемах поставок и исполнителях приведена в таблице ниже. В энергосервисных договорах, в рамках которых предполагается поставка натриевых светильников, требования по электросбережению оказываются ниже, чем в случае светодиодных светильников, что логично.

Сфера зданий

В отличие от энергосервиса наружного освещения, в зданиях упор делается на сбережение не электрической, а тепловой энергии. Хотя встречаются и комплексные тендеры, в рамках которых предусмотрены также мероприятия по электросбережению (в основном в части внутреннего освещения). Параметры обследованных конкурсов приведены в таблицах ниже (из рассмотрения было исключено 5 проведенных тендеров, в конкурсной документации которых не были указаны исследуемые параметры).

В 2012 г. было проведено 26 тендеров, суммарная начальная цена которых составила 1 060 млн. руб. Электросберегающие меры предусмотрены только в 2 конкурсах.

В 2013 г. было объявлено 27 тендеров, суммарная начальная цена которых выросла до 3 396 млн. руб. Мероприятия по электросбережению предполагаются почти в половине конкурсов.

Только 12 из 53 объявленных конкурсов признаны состоявшимися – 7 в 2012 г. и 5 в 2013 г. Остальные конкурсы не состоялись, в основном по причине отсутствия конкуренции – для участия в них была подана только одна заявка или их не было вообще. В состоявшихся закупках принимало участие по 2 компании. Суммарная начальная цена состоявшихся конкурсов составила 328 млн. руб. – всего лишь 7% от стоимости всех проведенных тендеров.

Самый крупный из состоявшихся тендеров проведен в 4 квартале 2012 г. в Республике Саха – его цена составляет 228 млн. руб., распределенные на 6 лотов. В рамках конкурса предполагается осуществление сберегающих мероприятий в 3 детских садах и 7 школах.

7 из 12 состоявшихся конкурсов проведены в Республике Саха (к слову, по нашим ощущениям конкурсная документация выполнена на наиболее качественном уровне именно в данном регионе), 2 – в Москве. Ни один из 11 конкурсов не состоялся в Республике Карелия, ни один из 5 – в Ленинградской области. В большинстве представленных регионов был объявлен всего 1 тендер, который не состоялся. При этом в отношении таких тендеров заказчиками не было предпринято попыток провести их заново.

Важными параметрами проводимых конкурсов являются требование минимальной величины среднегодового энергосбережения и максимальный размер выплаты исполнителю энергосервисного договора. На рисунках ниже приведены зависимости этих величин от цены контракта.

В большинстве тендеров выплата исполнителю колеблется в районе 90-100% от сэкономленных средств (это применимо и к наиболее дорогим контрактам), и только в 6 конкурсах данный показатель был ниже (5 из которых не состоялись). Что касается среднегодовых объемов энергосбережения, то в большинстве конкурсов они не превышают 20%. Обращают на себя внимание 3 состоявшихся дешевых тендера с требованиями среднегодового электросбережения 50%, 66% и даже 100%, причем в этих конкурсах не предполагаются меры по теплосбережению. Такие конкурсы выглядят очень сомнительными.

Зная требуемые объемы электросбережения и долю сэкономленных средств, которая будет выплачена исполнителю, можно оценить размер российского энергосервисного рынка в зданиях. В 2012 г. были заключены энергосервисные контракты, в рамках которых оплата услуг исполнителей составит 23,9 млн. руб., в 2013 г. – всего 5,3 млн. руб. Это оценка реального объема рынка энергосервисных услуг в России, который, по нашим оценкам, оказывается крайне низким.