Программы и пропаганда

Стандарты и/или маркировку применяют свыше 57 стран для 46 групп товаров. Маркируются следующие товары: приборы освещения в т.ч. флуоресцентные лампы, нагревательные приборы (утюги, конвекторы и т.д.), сушильные машины барабанного типа, стиральные и посудомоечные машины, кухонное оборудование (комбайны, электрические и газовые духовые шкафы, водонагреватели, кофемолки, тостеры и т.д.), холодильники и морозильники, микроволновые печи, электрические рисоварки, пылесосы — в т.ч. моющие, телевизоры, видеомагнитофоны и DVD‑плееры, ТВ‑ресиверы, аудиотехника, компьютеры (в т.ч. мониторы и принтеры), копировальные аппараты и устройства для графического ввода данных, газовые и дизельные водонагреватели, обогреватели помещения, электроунитазы, вентиляторы и воздушные завесы, холодильные установки для центральных систем кондиционирования воздуха, комнатные кондиционеры, здания и жилые помещения, инженерное оборудование, насосы, моторы, двигатели, легковые и грузовые автомобили, электротрансформаторы, торговые автоматы… Добровольные маркировки компьютеров используются в 21 стране мира.

Опыт ряда стран показывает возможность быстрого создания комплексной программы внедрение стандартов и маркировок энергоэффективности. Такие программы должны ориентироваться на приборы и устройства, которые дают значительный объем энергопотребления (есть потенциал энергосбережения), но где энергоэффективность прибора, устройства или процесса не значима для потребителя. На старте программы целесообразно законодательное принуждение к маркировкам объектов, которые используются в коммерческих целях (здания, которые продаются или сдаются в аренду). Успешное развитие системы маркировок должно опираться на анализ накопленного опыта и подготовку раз в 3‑4 года предложений о расширении сферы и механизмов программы. На практике система маркировок обычно развивается от добровольных соглашений с производителями к обязательным стандартам.

Хорошо продуманные и правильно осуществляемые программы стандартов и маркировки по своей результативности сопоставимы с другими мерами государственной энергетической политики. Они обладают весьма крупным потенциалом энергосбережения, чрезвычайно эффективны для экономии энергии, устанавливают одинаковые условия для всех участников — производителей, дистрибьюторов и розничной торговли. Стандарты и маркировки позволяют вводить требования к эксплуатационным характеристикам, вместо того, чтобы предписывать конкретные технологии.

Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает требования по эффективности энергопотребляющего оборудования, изделий и материалов, а также зданий, строений и сооружений, которые должны соответствовать определенным стандартам. Постановление Правительства РФ № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара» устанавливает перечень товаров, которые должны маркироваться в соответствии со своим классом энергопотребления, и принципы определения потребителями и импортерами класса энергоэффективности этих товаров.

Постановлением Правительства РФ № 1222 установлена модель маркировки классов энергетической эффективности от A до G, аналогичная системе, принятой в странах ЕС. В соответствии с этой моделью все однотипные товары разделяются на семь классов по равным диапазонам количественных показателей энергоэффективности — от самых энергоэкономичных до самых энергорасточительных.

Материалы Ключевой темы

Pages

Pages

Pages

Pages