Обзор. 18. Иртышско-Обская глубоководная магистраль от Китая до северного морского пути в составе транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС) Евразии

Primary tabs

Козлов Леонид Николаевич, доктор транспорта, Беляков Алексей Алексеевич, доктор географических наук представили свою статью (1.59 Mb).

Статья посвящена рассмотрению возможного совместного проекта России, Казахстана и Китая по преобразованию реки Иртыш в глубоководную транспортную водную магистраль, позволяющую бесперевалочную транспортировку грузов из Китая в Западную Европу. С этой целью предлагается превращение реки в непрерывный каскад подпертых бьефов (водохранилищ). Проект предусматривает строительство в русле Иртыша 12 низконапорных плотин на территории Казахстана и 4 - на территории России. Для обеспечения выхода судов класса «река-море» в Северный Ледовитый океан дополнительно необходимо строительство двух низконапорных плотин в нижнем течении реки Обь.

Предлагаемое «Иртышское соглашение» между Казахстаном, Китаем и Россией, необходимое для реализации проекта, по мысли авторов, должно содержать следующие основные идеи.

  1. Страны-участницы обязуются обеспечивать транзитную глубину по Иртышско-Обской магистрали при определенных унифицированных плановых габаритах судопропускных сооружений поэтапно.
  2. Стороны обязуются передавать через пограничные створы воду рек Черный Иртыш, Иртыш (а также Ишим, Тобол) в определенном количестве, в определенное время и определенного качества.
  3. Судовладельцы сторон получают преимущественное право пользования Иртышско-Обской глубоководной магистралью и всеми связанными с нею внутренними водными путями стран-участниц.