Обзор. 18. Иртышско-Обская глубоководная магистраль от Китая до северного морского пути в составе транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС) Евразии

Козлов Леонид Николаевич, доктор транспорта, Беляков Алексей Алексеевич, доктор географических наук представили свою статью (1.59 Mb).

Статья посвящена рассмотрению возможного совместного проекта России, Казахстана и Китая по преобразованию реки Иртыш в глубоководную транспортную водную магистраль, позволяющую бесперевалочную транспортировку грузов из Китая в Западную Европу. С этой целью предлагается превращение реки в непрерывный каскад подпертых бьефов (водохранилищ). Проект предусматривает строительство в русле Иртыша 12 низконапорных плотин на территории Казахстана и 4 - на территории России. Для обеспечения выхода судов класса «река-море» в Северный Ледовитый океан дополнительно необходимо строительство двух низконапорных плотин в нижнем течении реки Обь.

Предлагаемое «Иртышское соглашение» между Казахстаном, Китаем и Россией, необходимое для реализации проекта, по мысли авторов, должно содержать следующие основные идеи.

  1. Страны-участницы обязуются обеспечивать транзитную глубину по Иртышско-Обской магистрали при определенных унифицированных плановых габаритах судопропускных сооружений поэтапно.
  2. Стороны обязуются передавать через пограничные створы воду рек Черный Иртыш, Иртыш (а также Ишим, Тобол) в определенном количестве, в определенное время и определенного качества.
  3. Судовладельцы сторон получают преимущественное право пользования Иртышско-Обской глубоководной магистралью и всеми связанными с нею внутренними водными путями стран-участниц.